Фильм "Сумерки" завершает эволюцию вампиров
Фильм "Сумерки" (Twilight), премьера которого состоялась вчера в Великобритании, продемонстрировал, что канонический образ вампира, взлелеянный Брэмом Стокером, уходит в небытие.
"Сумерки" является киноадаптацией первой из серии новелл американской писательницы Стефани Мейер. В ней рассказывается о девушке по имени Белла (ее роль исполняет Кристен Стюарт), которая влюбляется в 108-летнего, но выглядящего не более чем на 17, вампира Эдварда (его играет бывшая звезда фильмов о Гарри Поттере Роберт Паттинсон).
Эдвард не имеет ничего общего с мрачным кровососом - он стильный и привлекательный школьник. Более того, он "вегетарианец" - в том смысле, что не грызет человеческие шеи, а питается исключительно кровью животных.
Эдвард также противостоит искушению красотой Беллы, вплоть до того, что отказывается ее даже поцеловать, хотя девушка сама просит укусить и выпить ее кровь.
Традиционный сюжет выворачивается наизнанку: не вампир охотится за жертвой, а жертва сама преследует и искушает вампира и желает присоединиться к его вампирскому роду.
"Сумерки" вышли в США на прошлой неделе и собрали в первый день проката 35,7 млн долларов, что необычно для не сиквела, да еще в зимний сезон. И судя по возбужденным визгам фанов на лондонской премьере, успех фильма только начинается, отмечает Би-Би-Си.
Эдвард - не первый пример альтернативного вампирского образа. В популярном телесериале "Баффи, истребительница вампиров", который шел в 1990-х годах, вампир по имени Ангел также противостоял темным сторонам своей души и пил кровь свиней вместо человеческой. Ангел помогает и даже флиртует с Баффи, воюющей с вампирами.
Милли Уильямсон, автор книги "Приманка вампира: гендер, фикция и обожание от Брэма Стокера до Баффи", утверждает, что изменение культурного образа вампира свидетельствует о переменах в обществе.
По ее мнению, в культурном сознании произошел сдвиг от вампира как экзотичного чужестранца, характерного для поэтики романтизма XIX века, к вампиру как отторгнутому обществом аутсайдера.
"Начиная с 1970-х, вампир - это плохой парень, крутой и сексуальный образ. И он также превратился в привлекательное создание, которому мы симпатизируем", - говорит исследовательница.
"Интересно, что в 1980-х, в эпоху Рейгана и Тэтчер, вампир даже стал символом семейных ценностей", - отмечает она, приводя в пример фильмы "Потерянные мальчики" и "У темноты" (The Lost Boys, Near Dark, оба - 1987 года).
Напомним, что единство и поддержка семьи обыгрывалась не только в кинолентах о вампирах. Фильм Фрэнсиса Форда Копполы "Крестный отец" стал культовым для американского общества в 1970-х именно благодаря прославлению семейных ценностей: как оказалось, не имеет значения, о какой семье идет речь - обычных американцах, мафиозном клане либо роде вампиров.
По мнению Милли Уильямсон, корни сдвига в сознании общества лежат в культурной революции 1960-х годов, изменившей отношение к маргиналам.
От себя добавим, что еще в романе Брэма Стокера граф Дракула выступал объектом желания, на чем акцентировал внимание Коппола в своей версии "Дракулы" 1992 года. Несмотря на справедливые в целом замечания Уильямсон, вампир изначально мыслился как эротический персонаж, но консервативность Брэма Стокера и его последователей начала ХХ века не позволяла оправдать вампира как порождение тьмы и воплощение зла. Культура последних десятилетий начинает осмысливать сексуальность вампира, но оставаясь консервативной по своей сути, пытается оправдать вампира как "вегетарианца", либо как борющуюся со своими темными сторонами "жертву природы".
Самые известные вампиры в кино:
Граф фон Каунт, "Улица Сезам" (Count von Count, Sesame Street)
Том Круз, "Интервью с вампиром" (Interview with the Vampire)
Кифер Сазерлэнд, "Потерянные мальчики" (The Lost Boys)
Бела Лугоши, "Дракула"
Гарри Олдмэн, "Дракула"
Кристофер Ли, "Дракула"
Дэвид Бореназ, "Баффи, истребительница вампиров" ( Buffy the Vampire Slayer)
Уэсли Снайпс, "Блэйд" (Blade)
Ричард Грант, "Маленький вампир" (The Little Vampire)