Вадим Писарев: "Артисты на удачу перед спектаклем ищут на сцене гвоздик"
Мы встретились с Вадимом Яковлевичем в его рабочем кабинете в Театре оперы и балета. Перед началом интервью он берет со стола один из сувениров и со словами: «Давайте, чтобы с музыкой», открывает музыкальную шкатулку.
— Вадим Яковлевич, сегодня Международный день театра, как будете отмечать, есть ли в вашем театре или лично у вас традиции празднования этой даты?
— Раньше капустники (актерские вечеринки. — Ред.) проводили, в прошлом году был конкурс им. Сержа Лифаря, а в этом году у нас обычный рабочий день, поскольку многие на гастролях в Испании.
— Артисты суеверные? Существуют профессиональные приметы?
— Одни артисты, как Марис Лиепа и Вадим Гуляев, ищут гвоздик на сцене, если находят, значит, спектакль пройдет прекрасно. Еще на удачу нужно перекрестить сцену, я так всегда делаю. Сцена — это наш алтарь, мы выносим туда самое святое. Мы там как на ладони, как голые, зритель все видит и все чувствует. Поэтому мы не имеем права его обманывать, и мы всегда выходим и говорим, что чувствуем.
— В апреле в Донецке пройдет детский фестиваль…
— Да, мы готовимся к фестивалю детского балетного спектакля «Гран-Па», в нем примут участие более 400 участников. Украину будет представлять наша школа, киевская хореографическая и харьковская балетная школа. Также японцы приезжают к нам, норвежская балетная школа и школы бывшего Советского Союза.
— Среди выпускников вашей школы наверняка есть талантливые артисты, которых уже знают за границей.
— В нашем театре 99% артистов балета — это из нашей балетной школы. Она нам помогает решать кадровые вопросы. Но мало этого, мы еще пополняем труппы лучших европейских театров. Например, Светлана Бедненко, которая недавно была нашей ведущей танцовщицей, сейчас первая балерина у Бориса Эйфмана (художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного академического Театра балета. — Ред.). А выпускница донецкой балетной школы Яна Саленко — прима-балерина в берлинской опере и танцует она с Владимиром Малаховым. Только в этом году мы потеряли очень много хороших артистов, которые «убежали» во Львовский театр, в Одесский театр, в Киевский театр.
— Почему так?
— Если бы у нас национальный театр соответствовал национальным зарплатам, то от нас бы не бежали артисты. Потому что у них там таких артистов, как у нас, нет, но у них высокие зарплаты. Они там получают в 2,5 раза больше, чем в донецкой опере. Мы никак не можем пробить этот вопрос, я уже куда только ни стучался. Потому что очень важно кроме прекрасного репертуара иметь достойные зарплаты. А тот факт, что мы взялись за Вагнера «Летучий Голландец», говорит о том, что только самый профессиональный театр может взяться за такую тему.
— Кстати, как идет подготовка к «Голландцу»?
— У нас постоянно идут репетиции с солистами. Самое главное требование, которое выдвигают художники-постановщики, — это оформление сцены, световое оборудование и костюмы. Это все будет по-европейски и по-современному.
— У вас много сувениров в кабинете. Есть самый любимый?
— Как ни странно, вот эта шкатулка (та самая, которую открывал в начале нашей встречи. — Ред.). Ее мне лет девять назад на день рождения подарил Борис Викторович Колесников. Она очень простая, сделана, как орех, открываешь — музыка Оффенбаха играет. Когда шкатулку закрываешь, музыка громче звучит, а когда вы ее ставите на твердую поверхность, она еще громче играет. Мне нравится эта музыка, такая спокойная, умиротворяющая.