Квантовые вычисления помогут «изменить жизнь», – ученые

Ученые утверждают, что изобрели первый в истории проект крупномасштабного квантового компьютера, который сможет быть на равных с вычислительной техникой.

До сих пор квантовые компьютеры не имели даже части мощности, которую они теоретически способны производить, – информирует издание The Independent.

Но международная команда исследователей считает, что они, наконец, преодолели основные технические проблемы, которые мешали созданию более мощных машин.

В настоящее время они строят прототип полномасштабного квантового компьютера, который в миллион раз быстрее, доступных на сегодняшний день. Это может продолжаться примерно десять лет.

Такие устройства работают, используя почти магические свойства мельчайших в мире частиц, и где атом может существовать в двух разных местах одновременно.

Профессор Винфрид Хенсингер, председатель Ion Quantum Technology Group в Сассекському университете, Великобритания, который руководил этим исследованием, сказал The Independent: «Это Святой Грааль науки – построить настоящий квантовый компьютер».

Считается, что удивительная вычислительная мощность квантовой механики приведет к созданию новых, жизненно необходимых лекарств, поможет решить сложные научные проблемы и исследовать тайны Вселенной.

«Жизнь в корне изменится. Мы сможем сделать вещи, о которых мы никогда не могли даже и мечтать», – сказал профессор Хенсингер.

Он сказал, что в прошлом были построены маленькие квантовые компьютеры, но лишь для того, чтобы испытать теории.

«Это больше не научное исследование, а инженерная задача», – сказал он.

«Никто до этого не разработал полный инженерный план того, как построить такой компьютер».

«Многие люди сомневались в том, что это может случиться и он будет создан».

«Мы доказали не только то, что он может быть построен, но и предлагаем детальный план о том, как сделать это».

Проблема заключается в том, что существующие квантовые компьютеры требуют лазеров, ориентированных именно на отдельные атомы. Чем больше компьютер, тем больше лазеров необходимо и тем больше шансов, что что-то пойдет не так.

Но профессор Хенсингер и его коллеги использовали другой метод для того чтобы контролировать атомы, связан с полем СВЧ и энергией «ионов в ловушке».

«Мы уже начали его создание. В течение двух лет мы думаем, что завершим прототип, который включает в себя все технологии нашего проекта.

«В то же время мы сейчас ищем промышленного партнера, чтобы иметь возможность построить крупномасштабное устройство, размером с дом.

«Это чрезвычайно дорого, поэтому нам нужны партнеры...стоимость от десятков миллионов до 100 млн долларов».

Комментируя исследование, описанное в журнале Science Advances, другие ученые высоко оценили качество работы, но высказали предостережение в отношении того, насколько быстро устройство может быть разработано.

Д-р Тебе Кабит, научный сотрудник Королевского общества по квантовой теории в Университетском колледже Лондона, сказал: «Многие брались за построение первого крупномасштабного квантового компьютера. Ионные ловушки были одними из самых ранних предложений».

«Эта работа является важным шагом на пути к расширению квантовых вычислений по ионной ловушке».

«Впереди еще долгий путь к тому, чтобы вы делали электронные таблицы на вашем квантовом компьютере».

И профессор Алан Вудвард, из Суррейского университета, Великобритания, поздравил «огромный шаг в правильном направлении».

«Это большая работа», – сказал он. «Они сделали значительные шаги вперед».

Но он добавил, что это еще «слишком рано говорить, приведет ли это к долгожданной технической революции.

Перевод с английского Оксаны Вергелес, для ИА ZIK