Журналистка обжаловала решение суда Парижа о штрафе за критику фильма о майдане
Переводчик французского кинорежиссера-документалиста Поля Морейра «Украина: маски революции» журналистка Анна Чесановская обжаловала решение парижского суда, который оштрафовал ее за критику в адрес фильма.
Чесановская обвинила Морейра в предвзятости, отметив, что режиссер подтасовал и вырывал из контекста заявления украинских политиков, которые фигурируют в ленте. Это, по ее мнению, меняло смысл их высказываний. Много важных заявлений, отмечает Чесановская, были просто вырезаны из фильма. Морейра воспринял ее слова как клевету и потребовал опровержения. Суд согласился с его доводами и приговорил женщину к штрафу на сумму 13,6 тысяч евро, включая компенсацию морального вреда, расходы на адвоката и судебные издержки.
Премьера фильма «Украина: маски революции» состоялась 1 февраля 2016 года на французском телеканале Canal+. В ленте, посвященной событиям в Украине в 2013-2014 годах, которые привели к смене власти в стране, высказывается мнение о том, что «Украина стала пешкой в геополитической игре Соединенных Штатов против РоSSии», а ультраправые националистические группировки диктуют свою волю Верховной Раде и правительству. Перед премьерой посольство Украины в Париже просило Canal+ не показывать фильм, ведь он «дает ложное представление о событиях в Украине». Руководство канала отказалось выполнить эту просьбу.
«Сначала я написала две статьи, в которых раскритиковала этот документальный фильм, и как раз на эти две статьи Поль Морейра отреагировал. Хотя я была далеко не единственным человеком, не единственным журналистом, критиковавшим его работу, и отзывы других журналистов были намного жестче по сравнению с моими, в них попадаются даже слова «полезный идиот» и тому подобные. Даже могу сказать, что до того, как я написала свои две статьи, журналисты, занимающиеся украинским вопросом, а также люди из интеллектуальных кругов и несколько дипломатов подписали письмо протеста, в котором критиковали работу Морейра. Причем достаточно жестко», – заявила она.
Журналистка сообщила, что для этого фильма перевела два интервью – с Игорем Мосийчуком и Андреем Белецким: «Морейра взял только те фразы, которые ему понравились, то есть он взял все негативное, плохое, а все нюансы он выбросил – как раз те, о которых я написала в своей статье. Из-за того, что никто из журналистов не видел оригинальных кадров этого фильма до того, как все было порезано и смонтировано, а я была единственным человеком, кто их видел, то могу засвидетельствовать: то, что он вырезал и потом склеил, не соответствует тому, что хотели сказать люди. Я об этом написала».
«Из всех журналистов Морейра выбрал меня, потому что нападать на Le Monde, Le Figaro, Libération ему, наверное, не по зубам, а во Франции все-таки достаточно сильные профсоюзы журналистов. Но ему, наверное, понадобилось немного отбелить свою репутацию, и он решил, что это будет лучший способ. К сожалению, в суде мне не удалось доказать, что действительно имела место манипуляция с этими кадрами, потому что Морейра не предоставил оригинального видео, а просто на словах объяснить, что там было на самом деле и что получилось в результате, в принципе, достаточно сложно. Мой адвокат подал апелляцию на вынесенное судом решение, и мы сделали запрос, чтобы были предъявлены оригинальные кадры, чтобы суд все-таки мог сравнить и увидеть, что впечатления от оригинальных кадров – в сравнении с тем, что было сделано, – совсем другие», – сообщила Анна Чесановская.