Астрономы нашли "невозможную" звезду

Астрономы обнаружили в созвездии Льва звезду, которую до сих пор просто не могли себе представить. Звезда оказалась одной из самых бедных химическими элементами тяжелее гелия - с точки зрения современной астрономии, таких звёзд просто не может быть, сообщают РИА "Новости".

Астрономы нашли "невозможную" звезду

Так называемые "первобытные" звёзды имеют очень низкую металличность: содержание химических элементов тяжелее водорода и гелия в них значительно ниже, чем у "обычных" звёзд, в том числе и у Солнца.

Такие звёзды появились на самом раннем этапе существования Вселенной, пока термоядерные реакции и взрывы сверхновых ещё не успели "засеять" её элементами тяжелее гелия.

Считается, что сразу после Большого Взрыва Вселенная "содержала" лишь 75% водорода, 25% гелия и ничтожно малое количество лития и бериллия.

Возраст звезды SDSS J102915 +172927 в созвездии Льва, по оценкам учёных, составляет более 13 миллиардов лет, при этом возраст Вселенной оценивается примерно в 13,75 миллиарда лет. Масса нового светила составляет менее 0,8 массы Солнца. По содержанию тяжелых химических элементов звезда может оказаться одной из наиболее "первобытных" в истории астрономии, однако, по современным представлениям, такая маленькая звезда просто не могла образоваться так рано.

"Общепринятая теория предполагает, что таких звёзд, с небольшой массой и очень низким содержанием металлов, не должно существовать, ибо облака вещества, из которого они должны были возникнуть, просто не могли сжаться. Было очень неожиданно впервые обнаружить звезду в этой "запретной зоне", это означает, что нам, возможно, придётся пересмотреть некоторые модели образования звёзд ", - сказала Элизабетта Каффау, ведущий автор статьи, опубликованной в журнале Nature.

Считается, что подобные маленькие звёзды могли возникнуть только после того, как тяжёлые химические элементы охладили облака межзвёздного вещества до некоторого критического уровня, когда гравитация в облаке превосходила давление горячего газа, и она сжимается, и превращается в звезду.

Группа Каффау использовала для изучения "невозможной" звезды инструменты телескопа VLT Европейской южной обсерватории (ESO). Этот же телескоп ранее обнаружил "первобытные" звёзды в карликовых галактиках в созвездиях Печи, Скульптора, Секстанта и Киля.

Анализ данных VLT показал, что доля тяжёлых элементов в составе SDSS J102915 +172927 примерно в 20 тысяч раз меньше, чем у Солнца.

При этом существенного количества лития в составе звезды обнаружить не удалось - по расчётам учёных, его в SDSS J102915 +172927 примерно в 40 раз меньше, чем теоретически должно было быть в "новорождённой" Вселенной. Это означает, что вещество, из которого образовалась звезда, должно нагреться до температуры более 2 миллионов кельвинов, чтобы весь или почти весь литий разрушился.

По мнению учёных, "невозможная" звезда, скорее всего, не уникальна - им удалось обнаружить ещё несколько звёзд, у которых может быть такая же или даже меньшая металличность.

Ранее сообщалось, что пару рекордно холодных звёзд, температура поверхности одной из которых составляет всего лишь около 100 градусов - не намного горячее чашки свежезаваренного кофе астрономы из США, Франции и Канады.