Ученые открыли астероид, вращающийся вокруг Солнца в противоположном направлении (ФОТО)

В нашей солнечной системе астероид 2015 BZ509 вращается вокруг Солнца в противоположном направлении к планетам. Астероид также известен как Bee-Zed. Ему нужно 12 лет, чтобы пройти по одной полной орбите вокруг Солнца.

Об этом сообщает Phys.org.

Астероид с ретроградной со-орбитой был идентифицирован Хеленой Мораис, профессором Института геофизических исследований и точных наук Государственного университета Сан-Паулу (IGCE-UNESP) еще два года назад и она опубликовала свои выводы в Nature.

"Я была уверена, что существуют ретроградные со-орбиты. Мы знаем об этом астероиде с 2015 года, но орбита не была четко определена, и было невозможно подтвердить со-орбитальную конфигурацию. Теперь (в 2017 году) это подтверждено. Итак, мы уверены, что астероид ретроградный, со-орбитальный и стабильный», - прокомментировала профессор.

В партнерстве с Фатми Намуни в Обсерватории на Лазурном берегу во Франции Мораис разработала общую теорию о ретроградных со-орбитах и ретроградном орбитальном резонансе.

В статье Пауэра Вигерта из Университета Западного Онтарио (Канада), опубликованной в марте в Nature, описана процедура отслеживания объекта  2015 BZ509, обнаруженного в январе 2015 года, с использованием Panoramic Survey Telescope & Rapid Response System (Pan-STARRS) на Гавайях. Для отслеживания использовали большой бинокулярный телескоп в Аризоне. Из этих дополнительных наблюдений вытекает подтверждение того, что его орбита является ретроградной и со-орбитальной с Юпитером.

По мнению экспертов, ретроградные орбиты встречаются редко. По их оценкам, только 82 из более чем 726 000 известных астероидов имеют ретроградные орбиты. В отличие от этого, так называемые совместные орбиты не новы; Только Юпитер сопровождается примерно 6 000 атак планет-"троянцев", которые разделяют орбиту гигантской планеты.

Би-Зед необычен, потому что он разделяет орбиту планеты, которая является ретроградной, и потому, что она стабильна в течение миллионов лет.

«Вместо того, чтобы быть выброшенным с орбиты Юпитером, как и ожидают ученые, астероид находится в конфигурации, которая обеспечивает стабильность благодаря совместному орбитальному резонансу, что означает, что его движение синхронизируется с планетой, избегая столкновений», - сказал Мораи.

Астероид пересекает путь Юпитера каждые шесть лет, но из-за их совместного орбитального резонанса они никогда не приближаются к 176 миллионам километров. То есть они находятся достаточно далеко, чтобы избежать серьезных нарушений орбиты астероида.

Отметим, все планеты и большинство астероидов в Солнечной системе вращаются вокруг Солнца в одном направлении, потому что солнечная система вышла из вращающегося облака пыли и газа, и большинство составляющих объектов продолжают вращаться, как и раньше.

«Подавляющее большинство ретроградных объектов - это кометы. Их орбиты, как правило, склонны к ретроградному движению. Самой известной, конечно же, является комета Галлея, у которой есть ретроградная орбита с наклоном 162 °, практически такая же, как у 2015 года BZ509 , - сказал Мораис.

На заключительных этапах планетарного исследования она объяснила, что небольшие космические тела были удалены далеко от Солнца и планет, образуя сферическую оболочку обломков и комет, известных как облако Оорта.

«На этих расстояниях гравитационные эффекты Млечного пути нарушают траэкторию движения небольших тел. Для начала они вращаются вокруг плоскости эклиптики в том же направлении, что и планеты, но их орбиты деформированы взаимодействием с соседними звездами, постепенно становясь более склонными и формируя более или менее сферический резервуар», - сказал Мораис.

Если орбиты этих тел нарушены, например, мимолетной звездой, они возвращаются к путям, близким к планетам Солнечной системы, и могут стать активными кометами.

«Ледяные маленькие тела нагреваются, когда они приближаются к солнцу, и лед образует плотное облако частиц газа и пыли вокруг ядра, и часто "хвост" кометы позволяет заметить ее в небе с Земли», - объяснила она.

В случае 2015 BZ509 наиболее удивительной особенностью является его длительный период стабильности. В своем комментарии к Nature, Мораис и Намуни говорят, что особенно долгая жизнь 2015 года BZ509 на его ретроградной орбите делает ее самым интригующим объектом в окрестностях Юпитера.

«Дальнейшие исследования необходимы, чтобы подтвердить, как этот таинственный объект достиг своей нынешней конфигурации», - заключают они.

Виегерт предполагает, что Би-Зед, вероятно, возникло в облаке Оорта, подобно кометам Галлея. В любом случае потребуется больше исследований для реконструкции эпического рейса Би-Зеда через солнечную систему.

«На самом деле, 2006 BZ8 может даже вступить в со-орбитальный ретроградный резонанс с Сатурном в будущем. Наши исследования показали, что захват резонанса более вероятен для объектов с ретроградными орбитами, чем для тех, кто движется по орбите в том же направлении, что и планеты», - сказал Мораис.

Ожидается, что Bee-Zed останется в том же состоянии еще миллионы лет. Его открытие заставило исследователей заподозрить, что астероиды в ретроградных коорбитах с Юпитером и другими планетами могут быть более распространенными, чем считалось ранее, что делает теорию, излагаемую Мораис и Намюни еще более убедительной.