Древние люди вызвали эрозию Мертвого моря

Ученые говорят, что нашли древнейшие свидетельства того, что влияние людей на окружающую среду насчитывает тысячи лет.

Исследователи взяли образцы с морского дна Мертвого моря и проанализировали осадок, и это дало им возможность воссоздать то, как этот регион выглядел 220 тысяч лет назад. Исследование, описанное в журнале Global and Planetary Change, сообщило, что образцы показали «активизацию эрозии» на окружающих Мертвое море склонах около 11500 лет назад и что этот процесс не был вызван природными условиями в регионе, а вызван «влиянием человека на ландшафт», – информирует International Business Times.

Это давняя эрозия произошла во время неолитической революции, когда охотники-собиратели начали оседать и вести сельское хозяйство, объяснил в своем заявлении Тель-Авивский университет, Израиль.

«Естественная растительность была заменена посевами, животные были одомашнены, выпас уменьшил естественный растительный покров, а также началась вырубка лесов», – сказал ведущий исследователь Шмуэль Марко в заявлении университета. «Все это привело к усиленной эрозии и увеличению отложений, которые мы обнаружили на дне Мертвого моря».

Ученые могут увидеть усиление эрозии от времени изменений, что произошли в человеческом обществе, в частности увеличение количества мелкого песка, что сезонные наводнения принесли в море.

«Осадочные отложения Мертвого моря служит надежным показателем этого влияния», – говорится в исследовании.

Углубление в недра Мертвого моря, которое является самой низкой точкой на поверхности Земли, может многое рассказать о климате планеты в прошлом. Содержание соли в образцах, например, говорит ученым, насколько сухим или влажным был определенный период в истории. Исследователи обнаружили, что в течение двух теплых периодов – один которых состоялся около 120 тысяч лет назад, а второй около 10 тысяч лет назад, на Ближнем Востоке продолжалась сильная засуха. В те времена, количество осадков сократилось по крайней мере вдвое. Каждая засуха длилась тысячи лет.

Ученые смогли увидеть разницу между мокрыми и сухими периодами, анализируя осадочные образцы Мертвого моря: когда море высыхает и его глубина уменьшается, есть больше соли в осадке и, наоборот, с ростом уровня воды количество соли уменьшается.

Впоследствии все больше осадка оседает на вершине старых слоев, и морское дно хранит распределение минералов с тех давних времен. Толщина каждого слоя указывает на то, как долго длились эти периоды.

Мертвое море не единственное место, где образцы рассказывают о прошлом климата. Исследователи, которые недавно проанализировали ледниковые породы в Альпах вдоль швейцарско-итальянской границы, говорят, что нашли доказательства того, что люди загрязняют воздух свинцом в течение последних 2000 лет. Они основывают свои выводы на уровне свинца в леднике, который он получает из атмосферы и удерживает во льду так же, как Мертвое море минералы.

Ледниковые образцы дали ученым представление о том, какой была атмосфера два тысячелетия назад. Лед показал отсутствие свинца с 1349 до 1353 года, когда смертельная чума, известная как Черная Смерть была столь разрушительной для населения, что заставила их прекратить торговлю и привела к снижению свинцовых выбросов.

Перевод с английского Оксаны Вергелес, для ИА ZIK