Ученые выявили гены, связанные с электротаксисом

Многие живые существа реагируют на электрические поля, двигаясь или используя их для обнаружения добычи или врагов.

Слабые электрические поля могут оказаться важными для роста и развития, а также для заживления ран: известно, что один из сигналов, направляющий клетки в рану для ее заживления, это помехи в нормальном электрическом поле между тканями.

Способность перемещаться под воздействием электрического поля называется гальванотаксисом или электротаксисом.

Профессор дерматологии Мин Чжао из Калифорнийского университета в Дэвисе, Питер Дэвроетс из университета Джона Хопкинса и коллеги намерены понять механизм таких реакций, исследуя клетки организма и обитающую в почве амебу Dictyostelium discoideum. Dictyostelium необычна тем, что проводит часть жизни, ползая вокруг одноклеточной амебы, но иногда множество амеб объединяется и формирует плодовое тело.

В работе, опубликованной в издании Science Signaling, Чжао с коллегами анализировали Dictyostelium на наличие генов, влияющих на электротаксис. Ученые применили специальные микроплаты с нанесенным штриховым кодом, разработанные профессором Тингрю Паном, чтобы проанализировать сотни пород амеб.

Ученые обнаружили ряд генов, включая один под названием PiaA, который кодирует критический компонент тропы контроля подвижности.

Другие гены, связанные с электротаксисом у Dictyostelium, также были связаны с той же самой тропой.

Пока никому не известно, как клетки обнаруживают очень слабые электрические поля, сообщил Чжао. Технология скрининга может использоваться для выявления большего числа генов, связанных с электротаксисом, и поможет ученым собрать целую картину того, как электрические сигналы обнаруживаются и приводят к действию.