Хаббл обнаружил фантомные объекты у потухших квазаров

Космический телескоп Хаббл сфотографировал ряд тонких зеленоватых объектов — призраков квазаров, которые к моменту съемки уже исчезли.

Обнаруженные структуры имеют перекрученные, винтовые и переплетенные формы.

«Они не соответствуют одному шаблону», сообщил Билл Киил из университета Алабамы, который инициировал исследование данных Хаббла. Киил полагает, что эти особенности помогут понять загадочное поведение галактик с энергетическими ядрами.

Эфирные пучки за пределами хозяйской галактики, как предполагается, освещены мощным ультрафиолетовым излучением от супермассивной черной дыры в ядре той галактики. Наиболее активные ядра называют квазарами; в них материя нагревается до точки, в которой, словной яркий прожектор, начинает освещать космос. Луч генерируется диском пылающего нагретого газа, окружающего черную дыру.

«Однако те квазары сейчас недостаточно яркие, чтобы быть видимыми, и то, что мы обнаружили на снимках Хаббла, есть лишь отсвет того, что было здесь в прошлом», сообщил Киил. „Пылающие нити говорят о том, что некогда квазары излучали больше энергии, или они изменились слишком быстро“.

Киил сообщил, что одно возможное объяснение состоит в том, что пары соорбитальных черных дыр активируют квазары, и это может изменить их яркость, как регулятор мощности меняет интенсивность света лампы.

Некогда невидимые нити в глубоком космосе однажды стали ярко сиять под воздействием луча квазара. Этот процесс называется фотоионизацией. Атомы кислорода в нитях поглощают свет квазара и повторно излучают его многие тысячи лет. Другие составляющие этих нитей — водород, гелий, азот, сера и неон.

«Тяжелые элементы имеются в наличии в скромных объемах, что подтверждает происхождение газа в предместьях галактик, а не появление его в результате взрыва из ядра», заявил Киил.

Зеленые нити, предположительно, являются длинными газовыми хвостами, разделенными гравитационными силами в результате слияния двух галактик. Вместо появления в результате взрыва в черной дыре квазара, эти огромные структуры длиной десятки тысяч световых лет медленно вращаются вокруг хозяйской галактики после завершения слияния.

Первый такой объект был обнаружен в 2007 году голландским школьным учителем.