Ученые заглянули в прошлое марсианских океанов

Ученые получили новые доказательства существования океанов на Марсе в далеком прошлом, сообщает New Scientist. Это открытие стало возможным благодаря данным, собранным космическим аппаратом Mars Odyssey.
На трехмерную топографическую карту Марса нанесены результаты сканирования поверхности гамма-спектрометром. Темным показаны области с пониженным содержанием калия, а светлым - с повышенным. Изображение авторов исследования.

До настоящего момента основным подтверждением существования океанов служили геологические образования, напоминающие береговую линию, которые отделяют крупные равнины в северной части Марса от боле неровного и возвышенного окружения. Всего на Марсе обнаружено две группы таких "берегов". Из этого ученые заключили, что в прошлом на Красной планете существовало два крупных океана: площадь одного превышала площадь Средиземного моря в 20 раз, а площадь второго - в 10 раз. У многих специалистов, однако, сохранялись сомнения.

В своем исследовании ученые построили карту распределения железа, калия и тория в северном полушарии Марса. Это было сделано при помощи гамма-спектрометра, установленного на борту Mars Odyssey. Устройство регистрирует гамма-излучение, испускаемое поверхностью Красной планеты под воздействием космических лучей - потоков заряженных частиц. Анализ излучения и позволяет установить концентрацию тех или иных элементов в грунте на глубине до 30 сантиметров.

Совместив карту распределения элементов с геологической картой, ученые обнаружили, что концентрация железа, калия и тория выше на предполагаемом дне древнего океана. По мнению исследователей, это объясняется тем, что данные элементы вымывались из почвы водой и скапливались донных отложениях.

Ученые считают, что океаны были относительно короткоживущими образованиями на марсианской поверхности: они возникали в периоды повышенной вулканической активности. В это время температура на планете поднималась и лед таял, превращаясь в воду. Океаны жили от нескольких сотен до нескольких тысяч лет.