Ученые выявили ключ для вакцины против рака

Вакцина против рака — то, над чем ученые трудились более 50 лет, но так и не смогли точно определить, как она должна работать. Канадские специалисты искали решение в необычном месте, и их вакцина может стать эффективным и экономически выгодным средством борьбы с раковыми заболеваниями.

Сотрудники Института исследований иммунологии и рака Университета Монреаля под руководством Клода Перро (Claude Perreault) в статье, опубликованной в журнале Science Translational Medicine, обратились к некодирующим последовательностям ДНК, что резко выделило их на фоне остальных многочисленных исследовательских групп по всему миру, которые участвуют в этой гонке.

В ряде предыдущих исследований было определено, что клетки иммунной защиты (Т-лимфоциты) способны распознавать и проникать в раковые клетки, чтобы нападать на них. Выяснилось, что чем дольше опухоль проникает в лимфоциты, тем дольше живет больной. Т-лимфоциты распознают опухоли по наличию чужеродных антигенов — пептидов — на поверхности клеток. Однако даже если эти антигены распознаются иммунной системой, они стимулируют ее недостаточно сильно, чтобы лимфоциты нацелились и уничтожили их.

Таким образом, поиск вакцины сводится к выявлению специфических антигенов, которые иммунная система могла бы эффективно атаковать. А поскольку эти антигены — продукт дефектных генов, ученые, как правило, концентрируются на выявлении определенной части ДНК, которая, как известно, кодирует антигены и белки, но их работы из раза в раз терпят неудачу.

«Эта часть ДНК составляет всего два процента человеческого генома. Последовательности ДНК, известные как «некодирующие», могут «заглушаться» метилированием ДНК, которая влияет на экспрессию гена. Именно здесь, на этой некодирующей ДНК, которая, по нашим оценкам, составляет 98 процентов ДНК клеток, мы и сосредоточились», — объясняет Перро.

Используя мышей, инъецированных различными типами раковых клеток, ученые идентифицировали многочисленные антигены, происходящие от некодирующей части ДНК, некоторые из которых были как специфическими для конкретных раковых клеток, так и обычными для разных типов рака. Это позволило команде разработать вакцину на основе лейкозных клеток, содержащих некоторые из идентифицированных антигенов, которые вводили мышам. Полученные результаты были обнадеживающими.

«Каждый антиген, который мы тестировали, устранял от 10 до 100 процентов лейкемии, а некоторые из антигенов защищали мышь всю оставшуюся жизнь, несмотря на повторное введение новых клеток лейкемии. Это говорит о долгосрочном эффекте вакцины», — утверждает исследователь.

Те же самые антигены были впоследствии идентифицированы и в клетках лейкемии у людей. Перро называет выводы своей команды чрезвычайно перспективными и открывающими возможности разработки вакцин для лечения лейкемии и рака легких у людей.

Потрясающая подборка фотографий скелетов динозавров «взорвала» СетьПотрясающая подборка фотографий скелетов динозавров «взорвала» Сеть