Астрономы обнаружили галактический фонтан

Астрономы, используя телескоп ALMA и данные спектрографа MUSE на телескопе ESO (Европейской южной обсерватории) VLT, наблюдали удивительное явление — гигантский космический фонтан, «питаемый» сверхмассивной черной дырой.

Астрономы обнаружили галактический фонтан

ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), Tremblay et al.; NRAO/AUI/NSF, B. Saxton; NASA/Chandra; ESO/VLT

Речь идет о черной дыре в центре самой яркой галактики в скоплении Abell 2597: данная черная дыра выбрасывает в окружающее пространство холодный молекулярный газ, который затем попадает в нее обратно. Холодный газ, попадая в черную дыру, выделяет много энергии, которая приводит к выбросу из области черной дыры мощных струй (джетов) плазмы в окружающее пространство; данная плазма не может вырваться из «гравитационных уз» галактики — охлаждается, замедляется и в итоге выпадает (в виде космического «ливня») обратно в черную дыру: цикл повторяется вновь.

«Это, вероятно, первая система, в которой нам удалось найти ясные свидетельства как для притока холодного молекулярного газа к черной дыре, так и для оттока — в виде джетов, запускаемых ею», — отмечает Грант Тремблей (Grant Tremblay), ведущий автор нового исследования. Ученые подчеркивают, что полученные данные могут быть принципиально важны для понимания жизненного цикла галактик.

Исследование было опубликовано в журнале The Astrophysical Journal, кратко о результатах работы сообщается в материале на сайте ESO.

500-долларовый танк научит детей программированию500-долларовый танк научит детей программированию