Высокая скорость столкновения галактик мешает рождению звезд

Высокоскоростные столкновения галактик могут быть ответственны за повышенную температуру межзвездного вещества. Об этом сообщается в пресс-релизе на сайте Йельского университета, сотрудники которого принимали участие в исследовании. Работа ученых будет опубликована в ноябрьском номере журнала The Astrophysical Journal.
Фотография галактик NGC 4438(слева) и M86(справа). Красным изображены нити ионизированного водорода. Фото NOAO/AURA/NSF

При помощи 3,5-метрового телескопа Национального обсерватории оптической астрономии, расположенного в Аризоне, ученые наблюдали нити теплого газа (в основном ионизированного водорода) вокруг спиральной галактики NGC 4438 и эллиптической галактики M86. Оба объекта располагаются на расстоянии 50 миллионов световых лет от Земли в созвездии Девы. Нити вокруг галактик наблюдались и ранее, однако при помощи новых фотографий впервые удалось обнаружить, что они образуют перемычку, соединяющую эти космические объекты. Кроме этого, спектроскопический анализ отдельных регионов перемычки показал распределение скоростей газа, которое должно было возникнуть в результате столкновения. Звезды в данной перемычке отсутствуют.

Обычно столкновения галактик происходит следующим образом. На первом этапе галактики проходят друг сквозь друга и разлетаются. Если столкновение происходило между галактиками небольшой величины, то межзвездный газ концентрируется ближе к центру галактик. Это приводит к локальному увеличению звездной рождаемости, поскольку звезды образуются в результате сжатия плотных скоплений газа под воздействием собственной гравитации этих скоплений.

Однако как показывают новые наблюдения, если одна из галактик имеет большую массу (в данном случае M86), то происходит так называемое высокоскоростное столкновение (поскольку у массивной галактики более сильное гравитационное поле - и она сильнее притягивает к себе партнера). При таком столкновении межзвездный газ разогревается. Высокая температура препятствует образованию устойчивых скоплений, из которых позднее могли бы образоваться звезды.

По словам ученых, новое открытие позволяет объяснить слабое звездообразование вблизи центров массивных эллиптических галактиках: рождению звезд мешает повышенная температура межзвездного газа. В настоящее время считается, что газ нагревается под воздействием сверхмассивной черной дыры, которая, как считается, расположена в ядре галактики.