Во Вселенной обнаружена утечка галактик

Наряду с тёмной материей и тёмной энергией в поле зрения астрофизиков появилось ещё одно загадочное явление: сотни кластеров галактик и огромные облака газопылевого вещества движутся в неизвестном направлении. Учёные считают, что таким образом даёт о себе знать неупорядоченность ранней Вселенной.
В сторону созвездия Центавра (отмечено фиолетовым цветом) с большой скоростью движутся 700 кластеров галактик (иллюстрация  NASA/WMAP/A. Kashlinsky et al.).
Всторону созвездия Центавра (отмечено фиолетовым цветом) с большойскоростью движутся 700 кластеров галактик (иллюстрация NASA/WMAP/A.Kashlinsky et al.).

Напомним, что, по мнению многих космологов, в первые мгновения после Большого взрыва известные нам физические законы не действовали, а четыре вида взаимодействия – гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое – существовали в виде единой и неделимой силы.

Однако практически в тот же миг началось скачкообразное расширение Вселенной – инфляция, причём со скоростью, многократно превышающей скорость света.

В результате этих драматических событий часть материи, образованной в результате Большого взрыва, могло отбросить так далеко, что свет туда не добрался до сих пор. Другими словами, наблюдать это вещество нельзя.

Группа астрофизиков из космического центра Годдарда (Goddard Space Flight Center) под руководством Александра Кашлинского (Alexander Kashlinsky) считает, что ей удалось найти косвенные свидетельства процессов, происходивших в ранней Вселенной.

Исследователи вели наблюдения за 700 кластерами галактик и вдруг обнаружили, что все они на приличной скорости (1000 километров в секунду) движутся в одном направлении. Авторы работы уверены: если бы речь шла о воздействии со стороны тёмной энергии, скорость была бы значительно меньше.

"Сюрприз-сюрприз", — поясняет участник проекта Харальд Эбелинг (Harald Ebeling) из Гавайского университета (University of Hawaii). По его мнению, причиной "небесного трафика" не может быть какой-то один объект, поскольку движущиеся массы вещества просто огромны.

Американские учёные полагают, что "течение" обусловлено неупорядоченностью распределения вещества во Вселенной, возникшей ещё до периода космической инфляции.

В этом случае, считает доктор Эбелинг, такие процессы происходят по всей Вселенной: "В ближайшие несколько лет мы должны получить данные, подтверждающие это предположение".

Майк Хадсон (Mike Hudson) из университета Ватерлоо (University of Waterloo in Ontario), участник аналогичного проекта по наблюдению за кластерами галактик, согласен с тем, что выводы группы Кашлинского очень интересные, однако предлагает дождаться результатов, полученных другими исследователями.

Подробности – в журнале Astrophysical Journal Letters.

Пройдена веха на пути к искусственному термояду: начат монтаж реактора ITERПройдена веха на пути к искусственному термояду: начат монтаж реактора ITER