Украинские астрономы открыли уникальную галактику

Результаты наблюдений ученые опубликовали в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, пишут AIN.UA.

Почему это открытие важно? Современная астрофизика исследует физические характеристики так называемых первичных галактик — считается, что это первые объекты Вселенной, которые появились в газовой среде из водорода и гелия, которая практически не содержала других элементов. Первичные галактики создавались, когда ее возраст составлял несколько миллионов лет (сейчас возраст Вселенной — порядка 13 млрд лет). Они играли важную роль в эволюции ранней Вселенной, к примеру, в них начался синтез элементов тяжелее гелия (азота, кислорода, железа, углерода) и т.д.

Первичные галактики были небольшими по размеру и массе (в десятки тысяч раз меньше по массе, чем, к примеру, Млечный Путь). Это обстоятельство не давало изучить их как следует, поэтому астрономы ищут их аналоги, расположенные поближе. До этого времени было известно всего несколько подобных галактик, среди них и та, которую астрофизики Юрий Изотов и Наталья Гусева открыли в 1990 году.

В 2017 году коллектив ученых (который возглавлял Изотов, и в котором принимала участие Гусева) совершил новое открытие. На предварительном этапе исследования авторы искали такие галактики среди 4 млн и нашли несколько кандидатов. Самым достоверным из них оказалась галактика J0811+4730. Ее наблюдения проводили на одном из наибольших телескопов мира — Большом бинокулярном телескопе, который находится в Аризоне, США. У него есть два зеркала, каждое — диаметром 8,4 м.

Украинские астрономы открыли уникальную галактику

Открытая галактика расположена на расстоянии 600 млн световых лет и является довольно маленькой. По размеру она в десятки раз меньше, а по массе — в сто тысяч раз меньше, чем типичная спиральная галактика.

Ольга Карпенко, AIN