Ученые обнаружили «побочный» эффект лекарств от анемии уничтожать раковые клетки

Ученые обнаружили, что наночастицы железа, которые были созданы как лекарство от анемии, заставляют иммунитет обращать внимание на раковые клетки и уничтожать их.

Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Nanotechnology, передает УНИАН.

«Мы очень удивились, что эти наночастицы заставили макрофаги атаковать раковые клетки внутри тела мыши. Мы думаем, что этот же прием сработает и при лечении опухолей в организме человека. Многие из наших коллег считают, что наночастицы – лишь средство для доставки лекарств, но они могут вызвать интересные эффекты сами по себе, которые мы не увидим, если не присмотримся к ним вплотную», – рассказывает Хайке Далдруп-Линк (heike Daldrup-Link) из Стэнфордского университета (США).

Далдруп-Линк и ее коллеги сделали это открытие, разрабатывая лекарства на базе наночастиц железа, которые помогали бы людям, страдающим анемией или недавно потеряли большое количество крови, чтобы восстановить уровень гемоглобина в организме. Это лекарство – ферумокситол – недавно было одобрено здравоохранительными органами США, и ученые проверяли препарат на наличие вероятных побочных эффектов.

Наблюдая за действием этих наночастиц на различных культурах клеток мышей, ученые заметили, что они крайне необычным образом влияют на поведение макрофагов – одних из наиболее важных клеток иммунной системы, главная задача которых заключается в очищении организма от «биомусора», бактерий и раковых клеток. Эти клетки были открыты нобелевским лауреатом Ильей Мечниковым в 1884 году.

Такое открытие натолкнуло ученых на мысль, что железные наночастицы можно использовать для борьбы с раком. Они проверили свою идею на трех группах мышей, в чье тело они имплантировали злокачественные опухоли, выращенные в пробирках. Первая популяция грызунов получала инъекции железных наночастиц, заполненных противораковым препаратом, вторая – «пустые» наночастицы, а третья была контрольной группой. Эксперимент показал, что и «полные» и «пустые» наночастицы одинаково хорошо подавляли рост опухолей и заставляли макрофаги атаковать раковые клетки и уничтожать их, что они не делали в организме контрольных особей, где иммунная система просто игнорировала опухоль. Похожим образом наночастицы железа предотвращали появление метастаз в легких, печени и других органах тела мышей.

Как считают ученые, такое позитивное действие наночастиц связано с тем, что их поглощение макрофагами меняет электрические свойства оболочки клеток иммунной системы, благодаря которым те приобретают способность «видеть» раковые клетки, до этого прятавшиеся от них и выдававшие себя за «своих». Учитывая то, что данный препарат уже был признан безопасным для здоровья человека, ученые предлагают начать клинические испытания на раковых больных в ближайшее время. Фактически, как отмечают Далдруп-Линк и ее коллеги, любой раковый больной может приобщиться к этим опытам, просто купив ферумокситол в аптеке, поскольку эти лекарства продаются без рецепта.