В космических лучах нашли сверхтяжелые элементы

Российские ученые обнаружили присутствие в космических лучах ядер сверхтяжелых элементов. Об этом сообщает агентство ФИАН-инфо.
Один из образцов, изучавшихся в рамках работы. Иллюстрация авторов исследования

В рамках работы исследователи из Физического института Лебедева и Института геохимии и аналитической химии Вернадского анализировали метеориты-палласиты с вкраплением кристаллов оливинов. Эти кристаллы хранят информацию о том, какие частицы сталкивались с ними во время полета в космическом пространстве.

Анализ кристаллов позволил выявить несколько тысяч частиц, ядро которых содержит как минимум 55 протонов (количество протонов в ядре называют атомным числом элемента). При этом среди них было найдено три следа, которые принадлежат сверхтяжелым частицам, в ядре которых содержится от 105 до 130 протонов. На Земле в естественных условиях обнаружить элементы с атомным числом свыше 92 не удавалось.

Примечательно, что в настоящее время идет процесс утверждения элементов с атомными числами только 114 и 116. Сами ученые говорят, что их открытие может считаться доказательством существования стабильных сверхтяжелых ядер - согласно одной из гипотез, среди сверхтяжелых элементов должны встречаться те, которые живут сравнительно долго (например, период полураспада 116-го элемента составляет несколько миллисекунд).

На земле сверхтяжелые элементы получаются в лабораториях на ускорителях при сталкивании ядер более легких элементов. В мире всего несколько центров занимаются подобными исследованиями. Один из них расположен в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне. В октябре 2011 года в результате подведения неформальных итогов стало известно, что этот центр стал четвертым в мире по количеству открытых изотопов.