Астрономы впервые нашли в космосе молекулярный кислород

Астрономы, работающие с космическим телескопом "Гершель", впервые обнаружили в космосе молекулярный кислород.

Кислород является третьим (после водорода и гелия) самым распространенным элементом во Вселенной, потому атомарный кислород ученые регистрировали регулярно, в то время как поиски его молекулярного "коллеги" не давали положительных результатов. Тогда астрономы предположили, что кислород вмерзает в лед, покрывающий частицы пыли, пишет Lenta.ru.

В рамках нового исследования ученые проверяли эту гипотезу. Им удалось установить, что в туманности Орион (1,5 тысячи световых лет от Земли), где идут активные процессы звездообразования, присутствуют облака кислорода. По словам астрономов, это означает, что тепло звезд растапливает лед на поверхности частиц и высвобождает кислород.

Вместе с тем ученые отмечают, что количество найденного кислорода очень невелико - около одной молекулы газа на миллион молекул водорода. Где может скрываться остальной кислород, ученые пока не могут ответить. "Вселенная все еще хранит множество секретов," - сказал Пол Голдсмит, один из исследователей.

Телескоп "Гершель" (Herschel) был запущен в космос 14 мая 2009 года с космодрома во французской Гвиане. Сейчас он находится в окрестностях второй лагранжевой точки системы Солнце-Земля. Диаметр главного зеркала аппарата составляет 3,5 метра, что на метр больше, чем у "Хаббла". Аппарат работает в инфракрасном и субмиллиметровом диапазонах.

Благодаря этому телескопу в прошлом году в созвездии Персея обнаружили нафталин и другую органику – самую сложную в межзвёздной среде.

В этом году космический инфракрасный телескоп Herschel обнаружил в центре нашей галактики перекрученное кольцо плотного газа, напоминающее по форме математический символ бесконечности.