Ученые обнаружили у Земли "троянского" спутника

Астрономы обнаружили в данных, полученных космическим инфракрасным телескопом WISE, "троянский спутник" Земли – 300-метровый астероид 2010 TK7, который движется почти точно по земной орбите, но в 60 градусах впереди нашей планеты, в точке Лагранжа L4, сообщает NEWSru.co.il ссылаясь на журнал Nature.

Ученые обнаружили у Земли "троянского" спутника

Еще в 18 веке ученые установили, что малые небесные тела могут двигаться по одной орбите с планетой, если они находятся вблизи триангуляционных точек впереди или позади нее, то есть рядом с точками Лагранжа, где гравитация Солнца и планеты уравновешивается.

Такие "троянские астероиды" были найдены на орбитах Юпитера (более тысячи), Марса (несколько) и Нептуна (один), однако до сих пор не было обнаружено ни одного "троянского" спутника Земли.

С запуском космического телескопа WISE (Wide-field Infrared Survey Explorer) в 2009 году ситуация изменилась, этот аппарат хорошо "видел" область, расположенную в 90 градусах от линии Земля-Солнце. В результате ученые получили данные примерно о 33,5 тысячи новых астероидах и 500 объектах, сближающихся с Землей.

Мартин Коннорс из университета Атабаски (Канада) и его коллеги проанализировали данные WISE и обнаружили первого потенциального "троянца" – астероид 2010 TK7.

"Мы определили 2010 TK7 как возможного земного "троянца" на основе измерений его положения в течение шести ночей в конце 2010 года. Наблюдения в Гавайском университете и на телескопе CFHT (Canada-France-Hawaii Telescope) в апреле 2011 года, после того как объект в течение нескольких месяцев был в положении, неудобном для наблюдений с Земли, настолько улучшили наши знания о его орбите, что мы можем с определенностью заявить, что 2010 TK7 – земной троянец", – пишут Коннорс и его коллеги.

Согласно расчетам астрономов, 2010 TK7 медленно двигается вокруг точки Лагранжа L4, совершая один круг примерно за 395 лет. При этом он перемещается также в вертикальной плоскости и медленно колеблется то в сторону Земли, то в сторону точки Лагранжа L3.

Как отмечают ученые, точно вычислить орбиту этого "троянца" более чем на 7 тысяч лет в прошлое или в будущее при нынешнем объеме информации невозможно. Вместе с тем, они пишут, что орбита 2010 TK7 остается стабильной на протяжении, по меньшей мере, 10 тысяч лет.

С 2009 года инфракрасный телескоп WISE выполнил в общей сложности 2,7 млн фотографий, с помощью которых астрономы уже нашли около 33 тысяч астероидов между Марсом и Юпитером, а также 20 комет.

Справка. Телескоп WISE

WISE (англ. Wide-field Infrared Survey Explorer, Широкоугольный Инфракрасный Обзорный Исследователь) - инфракрасный орбитальный телескоп NASA, запуск которого состоялся 14 декабря 2009 с базы ВВС Ванденберг в Калифорнии. На орбиту аппарат вывела ракета-носитель Delta II.

Стоимость проекта составила около 320 млн долларов США.

WISE находится на орбите высотой 525 километров и содержит 40 см телескоп, чувствительный к волнам длиной 3-25 микрометров. Телескоп предназначен для изучения астероидов и комет, пути которых пролегают рядом с Землей. Он поможет ученым более точно определить их размеры и состав. WISE также необходим астрономам для изучения удаленных галактик, окруженных облаками пыли.