Ученые нашли перекись водорода в космосе

Это открытие дает ученым возможность понять, какие в космосе действуют химические связи между молекулами воды и кислорода – ключевыми для возникновения и поддержания жизни во Вселенной.
Ученые нашли перекись водорода в космосе | Наука и Технологии | СЕГОДНЯ
Регион звездообразования близ Ро Змееносца. Фото royaldevice.com

Открытие было сделано в Европейской Южной обсерватории с помощью телескопа APEX, расположенного в Чилийских Андах на высокогорном плато Чахнатор. Астрономы анализировали спектры холодных (−250°C) и плотных газопылевых облаков, расположенных неподалеку от звезды Ро Змееносца в 400 световых годах от Солнца. Эти облака состоят главным образом из водорода, но содержат следы и других химических элементов. Телескоп APEX, работающий в миллиметровом и субмиллиметровом диапазонах, идеально подходит для их поиска.

- Из лабораторных экспериментов мы знали, как должна выглядеть сигнатура свечения перекиси, - говорит ведущий автор исследования шведский астроном Пер Бергман (Per Bergman), - однако все равно были чрезвычайно обрадованы, когда ее обнаружили. Концентрация перекиси водорода оказалась очень низкой, всего одна молекула на 10 миллиардов атомов водорода, поэтому требовалась очень тщательная работа, чтобы обнаружить ее следы.

Поскольку вода попала на нашу планету из космоса, ученые давно пытаются понять, каким образом она там образовалась. Открытие перекиси в газопылевом облаке дает ключ к этому пониманию. По всей видимости, основной процесс происходит на поверхности мелких частичек пыли, похожих на песок и сажу. Там, считают ученые, происходит соединение молекул кислорода и водорода с образованием перекиси Н2О2 (или, как пишут эту химическую формулу в астрономии, НООН), из которой в дальнейшем могут формироваться молекулы воды. Прежде космическая пыль в расчет не принималась и потому процесс образования воды в космосе был непонятен.

Обнаружение перекиси водорода в газопылевом облаке, возможно, поможет ученым разгадать другую космическую тайну и понять, почему так сложно найти в межзвездном пространстве молекулы кислорода. До недавнего времени этих молекул там вообще не видели, и только в 2007-м году они были обнаружены шведским спутником Odin.