Найдены следы скрещивания людей и архаичных гомининов

?

Ветвь людей из Денисовой пещеры и другие генетические линии человека. Поперечные связи показывают случаи скрещивания (иллюстрация Nature).Учёные расшифровали полный геном людей, живших примерно 50 тысяч лет назад бок о бок с неандертальцами и анатомически современными людьми. Это позволило узнать положение "новичков" на родственном древе и выявить следы их скрещивания с нашим видом.

Международная команда исследователей секвенировала ядерную ДНК нового вида, официально ещё не признанного, а неформально названного денисовцами (Denisovans) — по имени Денисовой пещеры на Алтае, где были найдены останки. Результаты анализа, опубликованные в Nature, говорят, что денисовцы имеют общее происхождение с неандертальцами, то есть генетически ближе к ним, чем к нам.

Вместе с тем оказалось, что в современных меланезийцах 4-6% ДНК заимствованы от вида Denisovans. С учётом географического положения находки следует предположить, что люди из Денисовой пещеры некогда были распространены на тысячи километров по всей Евразии. И при этом они эпизодически скрещивались с Homo Sapiens Sapiens. Правда, передача генов была мимолётной. Учёные посчитали, что на тысячи людей того времени могло приходиться всего порядка 50 случаев межвидовых браков.

В дополнение к кости пальца, раскопанной ранее, учёные нашли зуб нового вида людей, из которого удалось извлечь митохондриальную ДНК. Она оказалась идентичной мтДНК из кости пальца. При этом морфологические особенности зуба не соответствуют зубам сапиенсов или неандертальцев, что указывает – найденный вид действительно новый (фото Nature, bbc.co.uk).

Нынешнее исследование открывает новые страницы в истории человека и его ближайших, ныне вымерших родственников. Ранее в 2010 году антропологи рассказали о генетических свидетельствах эпизодического скрещивания Homo Sapiens и неандертальцев. Теперь выходит, наша генеалогическая ветвь кратковременно пересекалась с другой линией древних людей.

Кстати, вместе с денисовцами уже насчитывается четыре вида человека, обитавшего на планете всего несколько десятков тысяч лет назад, когда сапиенсы покидали Африку, расселяясь по свету. Четвёртый — это до сих пор вызывающие споры карликовые люди с удивительного острова Флорес, неофициально именуемые хоббитами.