Секрет уязвимости перед радиацией кроется в ДНК

Ученые, работающие в Чернобыле, выяснили, что секрет уязвимости разных видов перед радиационным заражением кроется в их ДНК.
Секрет уязвимости перед радиацией кроется в ДНК | Наука и Технологии | СЕГОДНЯ
фото Артемия Лебедева

Это открытие может дать ответ на вопрос о том, почему одни виды резко теряют в популяции и даже полностью вымирают под воздействием всевозможных экологических воздействий, тогда как другие выживают.

Данные об этом исследовании публикует специализированное издание Journal of Evolutionary Biology. Работой руководили профессор Тим Муссо из американского университета Южной Каролины и доктор Андерс Мольер из Национального центра научных исследований в Париже, изучающие последствия чернобыльской катастрофы вот уже более десятилетия. Они собирают данные о популяциях насекомых, птиц и млекопитающих в зоне отчуждения, окружающей АЭС после аварии 1986 года.

В ходе этого исследования ученые использовали существующие базы данных, на основании которых проверяли генетические шаблоны всех видов, которые изучались в Чернобыле. С каждым поколением конкретного вида такой ДНК-шаблон меняется очень незначительно - в результате природного баланса между мутациями и индивидуальной способностью к восстановлению поврежденной ДНК. Так, в принципе, развиваются виды. Поскольку каждый фрагмент генома в этом процессе заменяется другим, сам процесс так и называется: скорость изменений ДНК.

"Эта информация содержится в большой базе данных. То есть вы берете ДНК-последовательность конкретного вида и изучаете те перемены, которые произошли в этом виде с течение времени", - объясняет профессор Муссо. "Мы обнаружили, что, наблюдая за чернобыльскими видами, мы можем, основываясь на скорости изменений их ДНК, предсказать, какой из них наиболее уязвим перед радиоактивным заражением", - продолжает ученый.

По словам профессора Муссо, Чернобыль как место проведения исследований предоставляет "уникальную возможность взглянуть на то, как осуществляется некий природный эксперимент, увидеть, что происходит с видами, когда они переживают экологические потрясения такого рода". Выяснилось, к примеру, что в число таких уязвимых видов входят ярко расцвеченные птицы и птицы, мигрирующие на большие расстояния. "Одно из объяснений может состоять в том, что эти виды имеют, по каким-то причинам, наименее эффективные механизмы восстановления ДНК", - объясняет профессор Муссо.

Луиза Джонсон, биолог-эволюционист из университета английского города Рединг, считает работу американских и французских коллег очень многообещающей. "Экстремальные события - такие как Чернобыль - это возможность проверить в деле прогнозы по поводу эволюций. Одна из сложностей подобного исследования состоит в том, что это, в общем, не эксперимент: мы не можем контролировать все привнесенные параметры", - рассказала она.