Ученые выявили гены, развившиеся в ходе одомашнивания птицы

Ученые впервые смогли выявить гены в ДНК домашних и диких кур, которые подверглись селективному отбору в ходе одомашнивания этих пернатых тысячелетия назад, что можно использовать для дальнейшей селекции этой домашней птицы.
Reuters

Доместификация - процесс приручения животных - считается наиболее значимым изобретением человечества за всю его историю, а домашние куры стали к настоящему времени основным источником белковой пищи для людей по всему миру.

Поэтому изучение того, как усилия человека по селекции кур, имеющих полезные для разведения признаки, отразилось на их генетических отличиях от дикого вида сородичей, является важным для всей птицеводческой отрасли.

В своей работе международный коллектив ученых под руководством Леифа Андерссона из Университета Уппсалы в Швеции впервые провел расшифровку сравнение полных геномов домашних кур-несушек, выведенных специально для производства яиц, и цыплят-бройлеров, которых используют для производства мяса, с геномом дикой курицы.

Этот геном был расшифрован благодаря усилиям специально созданного международного консорциума исследователей пять лет назад.

«Работа по изучению четырех различных популяций кур-несушек и четырех популяций бройлеров позволила нам выявить генетические изменения, важные для одомашнивания птиц в целом, а также изменения, характерные для несушек и бройлеров по отдельности», - сказал Андерссон.

Наиболее интересным открытием, сделанным в ходе этой работы, был селекционный отбор гена TSHR, кодирующего белок-рецептор, который играет ключевую роль в определении времени, подходящего для репродукции в соответствии с изменениями светового дня. Это время очень жестко контролируется у большинства диких животных, однако у домашних кур-несушек, способных к воспроизводству в течение всего года, судя по всему, этот ген работает иначе.

У цыплят-бройлеров ученые также обнаружили характерную мутацию в гене TBC1D1, человеческий аналог которого был в прошлом связан учеными с ожирением, а сам белок TBC1D1 включен в регулирование поглощения глюкозы мышечными тканями.

«Наше исследование показывает, что миллиарды цыплят-бройлеров по всему миру несут в себе мутантный ген TBC1D1, изучая который, мы можем выявить молекулярный механизм набора дополнительного веса этими птицами», - сказал Карл-Йохан Рубин, отвечавший за анализ полученной генетической информации.

«Благодаря нашему исследованию, домашняя курица теперь может использоваться в качестве модельного организма для биомедицинских исследований, так как теперь мы можем выявлять гены, связанные с теми или иными изменениями во внешних признаках кур. Это, в целом, имеет исключительную важность для сельского хозяйства», - подытожил Андерссон.

Зонд NASA InSight завершил установку приборов на поверхности МарсаЗонд NASA InSight завершил установку приборов на поверхности Марса