Пчёлы различают лица людей

Пчёлы отличают лица людей от сплошной путаницы из геометрических объектов, считают ученые. Более того, насекомые способны распознавать даже расположение рта, носа и глаз, сообщает Infox.ru.

Первое сообщение о распознавании медоносными пчелами человеческих лиц появилось в 2005 году. Сделал его доктор Даер из Университета Монаша (Австралия) вместе со своими коллегами. Правда, и до заявления доктора Даера способность пчел к зрительному восприятию была хорошо известна, и многие ученые говорили, что эти насекомые удивительно точно распознают, например, форму деревьев или разные виды цветов, прекрасно ориентируясь в пространстве.

Эксперименты доктора Даера выглядели достаточно просто, но вместе с тем были и очень наглядными. Пчелам предлагались фотографии с лицами людей – на одних была награда в виде сладкого сахарного сиропа, а на других – нет. Когда приманку убирали, в 80% случаев пчелы возвращались именно к тем лицам, где раньше их ожидала награда. Правда, на вопрос, как же все таки пчелы распознают лица людей, доктор Даер тогда ответить не смог.

Совсем недавно проблемой заинтересовался другой ученый – Мартин Гюрфа из Университета в Тулузе. Он усомнился в том, что пчелы использовали какой-то особый способ для распознавания лиц. Тогда у доктора Гюрфа возник вопрос, а действительно ли пчелы могут различать черты лица, или, возможно, они руководствуются другими принципами? Ученый решил связаться со своим коллегой доктором Даером, и они начали совместные исследования. В итоге им удалось показать, что пчелы воспринимают именно расположение основных элементов лица – глаз, носа и рта.

Статья с подробным описанием всех экспериментов и выводов, полученных доктором Гюрфа и доктором Даером, опубликована в последнем номере журнала Journal of Experimental Biology.

Напомним, что в сентябре прошлого года во французском Монпелье проходил международный конгресс по пчеловодству. Туда на 41-й всемирный конгресс "Апимондия" съехалось около 10 тысяч пчеловодов из 80 стран мира, чтобы поделиться опытом и представить свою продукцию. Украинские пчеловоды добыли в борьбе главный "трофей" - право на проведение такого же международного форума в 2013 году.