Ученые доказали, что атмосферу Земли сформировали метеориты

Инертные газы земной атмосферы принесли на Землю метеориты. Геохимикам удалось доказать, что космические пришельцы так и крутятся вокруг планеты последние 3,9 млрд лет, сообщает Infox.ru.

Вопрос о происхождении атмосферы и гидросферы Земли считался вполне решенным и практически не вызывал у ученых сомнений. Что касается появления инертных газов в атмосфере, вполне общепринятой считалась гипотеза о том, что они попали туда в результате дегазации мантии. Современные модели показывают, что этот процесс начался 4 млрд лет назад – примерно через 600 млн лет после того, как сформировалась наша планета. Изливавшиеся на поверхность Земли расплавы мантии (в основном базальты) вскипали, отдавая часть инертных газов атмосфере.

Ученые из Манчестерского (Великобритания) и Хьюстонского (США) университетов под руководством доктора Грега Холленда усомнились в правильности этой гипотезы. Доктор Холленд вместе с профессором Кэссиди и профессором Бэллентайном пришли к выводу, что инертные газы криптон и ксенон имеют космическое происхождение и попали на Землю вместе с метеоритным веществом. По мнению ученых, это произошло во время поздней тяжелой метеоритной бомбардировки, как раз примерно 3,9 млрд лет назад.

Появление инертных газов в земной мантии

Группа доктора Холленда провела анализ изотопного состава ксенона и криптона, входящих в состав газовой смеси, на 99% состоящей из углекислого газа. Смесь ученые извлекли из песчаника, находящегося на глубине от 600 до 700 м в скважине Bravo Dome в штате Нью-Мексико.

"В этом месте инертные газы поднялись на поверхность из глубоких слоев мантии в результате вулканической деятельности в период примерно 8?100 тыс лет назад. Причем изотопный состав газов на такой глубине практически не изменялся на протяжении всего этого времени. Более того, он сохранился в первозданном виде, то есть с того момента, как впервые оказался в атмосфере молодой Земли", — рассказал доктор Холленд.

Для изучения изотопного состава криптона и ксенона ученые использовали высокоточный вариант газовой спектрометрии. По их словам, делать измерения такой точности раньше им просто не позволяли приборы. Затем экспериментаторы сравнили полученные данные с изотопным составом тех же самых газов в современной атмосфере и в метеоритах.

"Наши результаты говорят о том, что криптон и ксенон из глубин Земли имеют изотопный состав, очень близкий по своим характеристикам к изотопному составу метеоритов. Он очень схож с составом углеродсодержащих (углистых) хондритов", — объясняет доктор Холленд. Углистые хондриты считаются наиболее древним типом метеоритов, очень близких по своему составу к составу солнечного вещества.

Что касается изотопного состава инертных газов современной атмосферы, он с составом в мантийных отложениях не совпадает. Это означает, что инертные газы, входящие в состав атмосферы и недр Земли (мантии), имеют разное происхождение. И наоборот, если источником инертных газов был бы процесс дегазации мантии, тогда изотопный состав должен был быть одинаковым. Поскольку изотопный состав инертных газов современной атмосферы близок к изотопному составу углистых хондритов, вполне резонно предположить, что именно углистые хондриты и доставили на Землю эти изотопы. "Летучие компоненты, которые и сейчас находятся в атмосфере Земли, именно те, которые попали на нашу планету от внешнего источника, и мы предполагаем, что это был кометный лед", — говорит доктор Холленд.

Теперь в планах ученых более подробно изучить изотопный состав современной атмосферы, чтобы сделать более конкретные выводы.

О результатах исследований команды доктора Холленда можно прочитать в последнем номере журнала Science.

Отметим, что кроме инертных газов метеориты могут содержать доказательства внеземной жизни. Так, учёные обнаружили, что микроскопические образования, обнаруженные на марсианском метеорите ALH 84001, рухнувшем на Землю 13 тыс лет назад, почти наверняка являются окаменевшими бактериями.