Ученые обнаружили у обезьян "пугающую долину"

Ученые обнаружили у обезьян феномен "пугающий долины", известный ранее только у людей. Этим термином психологи обозначают неприязнь, возникающую у человека при взгляде на чересчур реалистичные (но не фотографически точные) изображения других людей. Работа исследователей опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Основные выводы статьи приведены в пресс-релизе Принстонского университета.
Изображения, которые демонстрировали макакам. Иллюстрация авторов исследования

Во время экспериментов ученые демонстрировали макакам изображения обезьян, выполненные с различной степенью реалистичности. Как и в случае с людьми, по мере увеличения схожести изображения с оригиналом, макаки проявляли к картинкам повышенный интерес. Исследователи определяли реакцию животных по характерным движениям губ. После того, как макакам показывали изображение, очень сильно напоминающее настоящую обезьяну, подопытные старались отвести глаза и не смотреть на картинку.

Авторы считают, что открытие феномена "пугающей долины" у обезьян доказывает, что он имеет эволюционное значение. Такая теория существовала давно, однако у нее не было достоверных подтверждений.

Феномен "пугающей долины" был обнаружен в 1978 году японским ученым Масахиро Мори. Он проводил опрос, выясняя, как люди расценивают внешность различных роботов. По мере того, как во внешнем виде машины присутствовало все больше человеческих черт, люди испытывали к ней все большую симпатию. Однако наиболее человекоподобные роботы вызывали резкое отторжение. Из-за падения кривой симпатии такая реакция и получила свое название.

Существует несколько возможных объяснений феномена "пугающей долины", ни одно из которых окончательно не доказано. По одной из версий, похожее на человека, но несовершенное изображение вызывает ассоциации с болезнями. Другая гипотеза предполагает, что такое изображение напоминает труп. Согласно третьему варианту, отторжение вызывает симметричность нарисованных лиц, которая никогда не встречается у реальных людей.

Илон Маск продемонстрировал огневые испытания теплоизоляции SpaceX StarshipИлон Маск продемонстрировал огневые испытания теплоизоляции SpaceX Starship