Ученые впервые измерили заряд сверхмолнии

Ученым впервые удалось измерить заряд, передаваемый сверхмолнией в ионосферу. Работа авторов опубликована в журнале Nature Geoscience. Ее основные положения изложены в журнале New Scientist.
Сверхмолния. Изображение авторов исследования (Oscar A. van der Velde et al., Journal of Geophysical Research, 2007)

В отличие от обычной молнии, сверхмолнии (или гигантские молнии, gigantic jets) бьют не вниз от облаков, а вверх - в ионосферу. Нижняя точка таких "молний наоборот" находится на высоте около 14 километров, а верхняя может достигать 90 километров. Впервые сверхмолнии были засняты на видео в 2003 году. Однако величину переносимого заряда до сих пор определить не удавалось.

Авторы новой работы провели видеосъемку сверхмолнии с одновременным измерением магнитного поля низких частот. В итоге им удалось оценить динамику электрических зарядов сверхмолнии. Общий заряд, проходящий по каналу длиной 75 километров между грозовыми облаками и ионосферой составил 144 кулона. Эта величина сравнима с величиной заряда, передаваемого обычной мощной молнией.

Совсем недавно исследователи предложили гипотезу, объясняющую природу сверхмолний и еще одного экзотического типа атмосферных электрических явлений - голубых струй. По мнению авторов, в их появлении "виноваты" электрические пробои.