Ученые нашли сходство у "Талибана" и фермы

Американские ученые установили, что эволюция террористических организаций во многом напоминает эволюцию производственных компаний, например ферм. Ученые надеются, что новые знания помогут в борьбе с этими организациями. Статья ученых пока еще нигде не опубликована, однако ее препринт доступен на сайте arXiv.org.
Пример убывающего степенного закона. Иллюстрация с сайта nool.pl

Одной из сложностей изучения террористических организаций является отсутствие достаточного количества достоверных данных об их развитии. В рамках работы специалисты изучили имеющуюся информацию о возрасте, численности четырех крупных группировок (включая движение "Талибан"), а также количестве совершенных ими террористических актов с 1998 по 2005 годы.

В результате исследователям удалось установить, что террористические организации можно рассматривать как компании, основным продуктом которых является насилие. Например, ученые определили, что между частотой атак и возрастом организации существует обратная степенная зависимость (см. иллюстрацию к заметке) - чем организация старше, тем меньше времени проходит между атаками. Ученые объясняют это тем, что со временем участники организации улучшают свои навыки, "обучаясь в процессе работы". Аналогичным образом растет эффективность выработки в производственных организациях.

Кроме этого ученые выяснили, каким образом изменяется численность организации при условии, что у нее имеется постоянный доступ к "неквалифицированной рабочей силе". По словам исследователей, новые результаты позволят разработать эффективные способы борьбы с террористами. Например, для конкретной организации представляется возможным ответить на следующий вопрос: что лучше подействует против нее - ограничение ресурсов (например, притока новых членов) или попытка разрушить организацию изнутри?

По словам исследователей, единственное, что им не удалось объяснить в рамках своей модели - это интенсивность и масштабность террористических атак. Ученые предполагают, что данные факторы определяются идеологией террористов.