У астронавтов нашли "звездную болезнь"

"Космическая" головная боль, на которую жалуются многие астронавты, является реально существующим и весьма распространенным явлением. К такому выводу пришли датские исследователи по результатам опроса участников различных космических миссий. Результаты ученых опубликованы в журнале Cephalalgia. Коротко о них сообщается на портале BBC News.
Астронавты на МКС. Фото NASA

В опросе приняли участие 17 астронавтов. О приступах "взрывной" головной боли рассказали 12 из них. Чаще всего головная боль наблюдалась при старте космического корабля и во время пребывания на космической станции. Во время выполнения работ в открытом космосе и посадки голова у астронавтов болела реже всего. Опрошенные отметили, что головная боль не коррелировала с приступами тошноты, обычными для космических полетов.

Исследователи считают, что головную боль провоцирует состояние микрогравитации. Микрогравитация характеризуется практически полным отсутствием ускорения, вызванного гравитацией. В этом состоянии у людей нарушается нормальный кровоток, и кровь усиленно приливает к голове. Повышение внутричерепного давления вызывает головную боль. Кроме того, при микрогравитации кровь хуже выполняет свои функции переносчика кислорода, что также способствует появлению болевого синдрома.

Головная боль является не единственным побочным эффектом жизни в космосе. Длительное пребывание в условиях микрогравитации вызывает атрофию мышц. Для изучения последствий космических полетов и разработки методов борьбы с ними врачи проводят испытания с участием добровольцев на Земле. Чтобы "почуствовать" состояние микрогравитации, добровольцы неделями не встают с постели.

Фото дня: обитель сверхновых звёздФото дня: обитель сверхновых звёзд