Ученые выяснили предназначение конических клеток цветочных лепестков

Британские ученые выяснили назначение клеток конической формы на поверхности цветочных лепестков: оказалось, что это биологические приспособления для предотвращения соскальзывания пчелиных лапок. Об этом сообщает Science NOW, а статья исследователей появилась в журнале Current Biology. Подобные клетки присутствуют на лепестках 80 процентов растений.
Конические клетки на поверхности лепестков. Фото с сайта plantsci.cam.ac.uk

В рамках исследования ученые изготовили пластмассовые модели лепестков львиного зева. Внутрь них исследователи поместили сахарозу, которая играла роль нектара. Лепестки некоторых цветов были снабжены небольшими выемками, имитирующими наличие конических клеток, а некоторые были гладкими.

Во время опыта выяснилось, что, когда цветы располагались горизонтально, пчелы с одинаковой частотой подлетали как к ровным, так и неровным цветкам. Однако, когда цветы наклонили под углом, оказалось, что пчелы предпочитают искусственный львиный зев с неровностями.

Анализ видеосъемки опыта позволил определить следующее. Когда пчела подлетала к неровным лепесткам, то она спокойно садилась на цветок и набирала нектар. При этом ее лапки и крылья были неподвижными. В случае, когда лепестки были ровными, во время поглощения сахарозы средние лапки пчелы постоянно двигались и крылья не прекращали работу.

По словам исследователей, пчелы предпочитают неровные лепестки потому, что те позволяют им собирать нектар с меньшими затратами энергии. Ранее ученым было известно, что пчелы предпочитают цветки с коническими клетками, однако не было понятно почему.