В Великих озерах нашли родственников антарктических организмов

Ученые обнаружили под поверхностью Великих озерах сообщества микроорганизмов, родственных обитателям Антарктиды и черных курильщиков. Статья с подробным описанием исследования появилась в журнале Eos, а основные выводы работы приводит New Scientist.
Дайвер устанавливает оборудование для изучения необычных бактерий, обитающих подо дном Великих озер. Фото NOAA

Колонии бактерий были найдены в углублениях, уходящих подо дно Великих озер. Впервые эти колодцы обнаружили в 2001 году во время экспедиций по поиску останков кораблей с помощью эхолотов. Углубления формируются в тех регионах, где растворяется донный грунт. Заполняющая углубления вода по своему составу сильно отличается от озерной. Она кислая, обеднена кислородом, зато концентрация сульфатов в колодцах заметно превышает их концентрацию "снаружи". В таких условиях могут развиваться организмы, метаболизм которых не похож на метаболизм "обычных" обитателей озер.

Исследователи обнаружили в озерных колодцах цианобактерий, которые осуществляют процесс фотосинтеза с использованием серы, а не кислорода. Похожие микроорганизмы обитают в черных курильщиках. Еще ниже ученые нашли микроорганизмы, которые получают энергию не за счет света (он не может проникнуть так глубоко), а за счет окисления различных химических веществ. "Родственники" этих бактерий ранее были найдены подо льдами Антарктики.

На данный момент ученые не могут объяснить, как микроорганизмы населили занимаемые ими экологические ниши. Недавние наблюдения показали, что бактериальные маты могут подниматься за счет выделяющихся газов. Не исключено, что именно таким образом бактерии "путешествовали" по водным пространствам. Однако эта теория требует дальнейшего изучения.