Ученые нашли инструмент "выключения" генов, ответственных за болезни

Медицинские исследования по борьбе с раком и наследственными заболеваниями сделали шаг вперед, сообщает InoPressa. Ученым удалось создать инструмент "выключения" генов, ответственных за болезни. Использование эмбриональных стволовых клеток крыс станет прототипом будущего лечения людей, уверены исследователи.

Эмбриональные стволовые клетки и техника "выключения" генов из них были открыты в 1989 году учеными Мартином Эвансом, Марио Капеччи и Оливером Смиттисом — за это открытие в прошлом году они получили Нобелевскую премию по медицине.

Остин Смит из Кембриджского университета шутит: "Китайский год Крысы положил начало новой важной генетической модели". Работы группы Смита и его коллег из Университета Южной Калифорнии недавно были напечатаны в журнале Cell: исследователям удалось сохранить у извлеченных стволовых клеток главную функцию - изменчивость (в эмбрионе эти клетки способны превращаться в любую ткань).

После извлечения стволовых клеток в них будут "выключать" гены, ответственные за болезнь, затем модифицированные клетки вернут в эмбрион путем инъекции, а плод вынашивать будет суррогатная мать. Таким образом, рожденный детеныш с "выключенными" генами будет здоров.

Напомним, создание метода возвращения зрелых клеток в "младенческое состояние" - превращения их в стволовые клетки - стало главным научным прорывом 2008 года, по мнению журнала Science. Стволовые клетки, из которых на начальной стадии состоит эмбрион, способны превращаться в клетки многих тканей.

Таким образом, из стволовых клеток можно выращивать органы, идеально подходящие для трансплантации, их можно использовать для восстановления нервной ткани спинного мозга и вылечивать параличи, бороться с рядом наследственных болезней.

Однако раньше для получения стволовых клеток приходилось убивать эмбрионы, что создавало неразрешимую этическую проблему - ведь из зародыша может вырасти полноценный человек. Многие страны ограничили эксперименты со стволовыми клетками, а Ватикан потребовал запретить их применение.

В этом году ученым удалось упростить метод и получить стволовые клетки из тканей людей, больных малоизученными заболеваниями, что открывает новые возможности для изучения этих болезней. Еще одна группа ученых с помощью этой технологии смогла напрямую превратить один из типов клеток поджелудочной железы мыши в другой.