В Африке появилась новая звездная бегунья, чья половая принадлежность вызывает сомнения - Квинси Малекани из Замбии.
ИААФ обещает запретить таким спортсменкам выступать, начиная с ноября этого года.
Квинси МАЛЕКАНИ. Фото: twitter.com
В элиту среднего бега 23-летняя Квинси Малекани ворвалась столь же стремительно, как десять лет назад это сделала олимпийская чемпионка южноафриканка Кастер Семеня. Представительница Замбии вплоть до прошлого года не отличалась ничем выдающимся и показывала в беге на 100 и 200 м результаты на уровне роSSийского норматива мастера спорта. О внешности Малекани - судите сами.
Недавно Малекани вышла в финал Игр Содружества в беге на 400 м с лучшим результатом - 52,40. Этих секунд ей хватило бы для попадания в финал даже на недавнем чемпионате мира в помещениях в Бирмингеме. Учитывая скорость прогресса и ее необыкновенно легкий бег, весьма вероятно, что в решающем забеге представительница Замбии еще скинет со своего результата.
Появление Малекани, которая смотрится на фоне других 400-метровичек, мягко говоря, необычно, вновь заставило говорить о том, что женский бег находится под угрозой. Замбийку даже зовут именем Квинси, которое гораздо популярнее как мужское, чем как женское. Ее тезки, например, голландский футболист Квинси Промес и знаменитый американский композитор Квинси Джонс, лауреат 27 премий «Грэмми».
В общем, если ничего не предпринимать, женщины, родившиеся таковыми без всяких отклонений, скоро просто не смогут конкурировать с Малекани, Кастер Семеней и им подобными. Сама Семеня, кстати, на Играх Содружества тоже выступает. Она уже выиграла за явным преимуществом бег на 1500 м и скоро завоюет аналогичный титул на своей любимой дистанции 800 м. Другие легкоатлетки привычно недовольны, но Кастер теперь все равно.
- Я привыкла думать о выступлении, а не о том, как выглядят мои соперницы, - изящно подколола она всех остальных. - Нужно просто пытаться выступать на своем максимуме. Дело же не в размере мышц, а в результате на дорожке.
Как бы там ни говорила Семеня, дело и в размерах мышц тоже. Международная федерация легкой атлетики уже на протяжении семи лет пытается ограничить выступления в женских соревнованиях таких спортсменок, как южноафриканка. Медицина называет ее состояние гиперандрогенизмом, это не болезнь, а врожденная особенность. Характеризуется она, прежде всего, повышенным уровнем тестостерона, который может в разы превышать типичные показатели для женщин. Следствием этого становятся выраженная мускулатура, необычайная сила и некоторые другие признаки.
Проблема в том, что насмешки над Семеней, Малекани и им подобными выглядят как дискриминация. Никто же не потешается, например, над пловцом Майклом Фелпсом, хотя его строение тела тоже абсолютно нехарактерно для среднестатистического человека. Спортивный арбитражный суд (CAS) занял такую же позицию.
В 2015 году он заставил ИААФ отменить ограничения максимального уровня тестостерона в женских соревнованиях. Это позволило Семене и некоторым другим спортсменкам спокойно выступать, не принимая никакой терапии. В Рио-2016 Семеня стала чемпионкой Игр на 800 м, а годом позже на чемпионате мира в Лондоне спокойно защитила свой титул, добавив к нему еще и бронзу на 1500-метровке.
Однако уже летом 2017 года вышло новое научное исследование, которое финансировала ИААФ. Оно подтверждает, что спортсменки с повышенным уровнем тестостерона в определенных дисциплинах на голову выше тех, кто родился с типичными показателями. Теперь ИААФ должна в июне подать в CAS проект своих новых соревновательных правил, и в самом лучшем раскладе уже с ноября правила вступят в силу. А спортсменки, подобные Семене и Малекани, окажутся перед трудным выбором. Либо искусственно понижать свой уровень тестостерона путем приема препаратов, либо выступать в мужских соревнованиях, что равноценно завершению карьеры. Ведь даже чемпионки среди женщин среди мужчин абсолютно неконкурентоспособны.
Интересно, что даже если в ноябре новые правила вступят в силу, распространяться они будут только на бег от 400 до 1500 метров включительно. Для остальных дисциплин преимущество гиперандрогенизма по-прежнему считается недоказанным. То есть теоретически у Семени и компании есть еще одна лазейка: переквалифицироваться на бег на 100 и 200 метров. Там их физические данные тоже будут востребованы. Не говоря уж о технических видах вроде метания молота, где, согласно исследованию ИААФ, избыточный тестостерон дает преимущество в размере 4,5 процента. Чтобы вы понимали, это дистанция порядка трех метров, то есть разрыв между чемпионом и аутсайдером.
Ограничение в дисциплинах, принятое ИААФ, может стать миной для всего мирового спорта. Ведь спортсменки вроде Семени будут иметь несомненное преимущество и в плавании, биатлоне, лыжных гонках. В общем-то, во всех циклических и скоростно-силовых видах, где дистанция между женским спортом и мужским огромна. Легкая атлетика столкнулась с этой проблемой раньше других только потому, что бег - это самый доступный вид деятельности. В нищих африканских деревнях, откуда родом указанные спортсменки, ничем другим заниматься просто нет возможности.
Но теперь наверняка предприимчивые тренеры поймут, что открыто золотое дно. Бери такую спортсменку в подростковом возрасте, увози на специализированную базу, учи азам техники, и через несколько лет гарантированно получишь чемпионку. Парадоксально, что при этом тестостерон входит в запрещенный список ВАДА, и за его инъекции была дисквалифицирована не одна сотня спортсменов. А вот CAS считает тот факт, что он дает в спорте преимущество, недоказанным.