Гливинский: С радостью поменял бы должность пресс-секретаря сборной на работу комментатора. Футбол
"Слушаю только Гливинского. Другие комментаторы для меня не существуют", сказал когда-то о спортивном комментаторе Александре Гливинском Сергей Дерепа - один из последних представителей советской школы комментирования в Украине. В свое время Александр был одним из самых известных спортивных репортеров страны. Сегодня он - пресс-секретарь национальной сборной Украины, который мечтает вернуться в комментаторское кресло и считает, что в Украине нет комментаторов высокого уровня. Почему? Об этом Александр Гливинский рассказал в эксклюзивном интервью UA-Футбол.
- Александр, комментатор - это отдельная профессия или вид журналистики?
Однозначно, это журналистика, поскольку комментаторство связано с освещением события. Однако оно требует отдельной подготовки, которой точно нет на факультетах журналистики. Комментаторов надо воспитывать, ведь есть интерес в этой профессии. Поэтому считаю, что хотя бы на ведущих факультетах журналистики - в Киеве, Львове - должна появиться такая специализация с третьего курса. Почему бы и нет? Важно, чтобы это было практически, не только теоретически. В сотрудничестве с телевидением и радио. В Институте журналистики КНУ есть спецкурс "Спортивная журналистика", но этого пока мало. Жаль, не знаю, какая ситуация в других вузах.
В истории украинского спортивного телевидения даже было такое явление как конкурсы комментаторов. То, что не смогли дать журфаки, телевидения искало самостоятельно. Если присутствует лексикон, умение разговаривать в прямом эфире - динамика, умеренный артистизм - такой человек может работать за микрофоном.
- Вам известно о попытках создать такие школы или курсы комментаторства при вузах?
Точно не знаю, но меня неоднократно приглашали в Институт журналистики на встречи со студентами. Сам хотел создать коммерческую школу комментаторства с лекциями и практическими занятиями с участием профессионалов. Но на это пока не хватает времени. Однако в этом направлении нужно думать. В том числе и нам, представителям профессии спортивного журналиста.
- Какими тремя важнейшими компонентами должен обладать комментатор?
Он должен быть "в теме" - понимать футбол, его тонкости, специфику. У комментатора должен быть приятный и динамичный тембр голоса, он обязан обладать богатым лексиконом, а не только набором футбольной терминологии. Это нужно для того, чтобы не быть банальным, не говорить русизмами. Можно даже творить слова. А третье ... Он должен быть немного артистом. Комментирование спортивного события - это умение эмоционально передать атмосферу так, чтобы это захватывало.
- То есть комментирование - это своего рода искусство?
Да, но это касается только тех людей, которые достигли высокого уровня в этом деле. Таких знаю немного. К сожалению, украинских не назову, хотя очень уважаю того же Витю Вацко. Я посоветовал бы ему поработать над артистизмом, а не сбиваться на фальцет, когда тебя почти не слышно. Комментатор должен управлять всеми эмоциями зрителя. Высокий уровень комментаторского мастерства - когда тебя даже бабушка смотрит. Если в такие моменты ты вызываешь отвращение, значит надо что-то менять. Это единственное, чтобы я Вити посоветовал.
По отношению к людям искусства комментария, то я бы выделил Розанова, Андронова, Махарадзе. Хотя в его времена было другое комментирование - они не затруднялись тактическими нюансами. Впрочем, не думаю, что тогда из-за этого комментарий терял свой вес. Артист Махарадзе - это, без сомнения, number one. Из западных комментаторов я бы выделил поляка Дарио Шпаковски. Это был эмоциональный и классный чувак и комментатор. У него как раз были такие эмоции, как надо.
- Часто можно услышать о таком понятии как роSSийская школа комментаторства. А можно говорить о такой школе в случае с Украиной?
Вспомним, что благодаря конкурсам комментаторов от "СТБ" появились Михайлюк и Панасюк. Также есть ребята, которые выросли на "Спорт 1" и "Спорт 2" - Джулай, Босянок, тот же Вацко, Цыганик на "Мегаспорте". Сейчас есть много комментаторов на "Футбол" и "2 + 2". То есть, если в Украине есть авторитетные комментаторы, которые выросли, работая здесь, то можно говорить и о таком понятии как украинская школа комментаторства.
- А сколько получают за свою работу украинские комментаторы?
За комментирование в Украине не платят много. Когда я работал на "ТЕТ" и "Кино", мне платили 140-150 долларов за матч. Считаю, что это копейки, учитывая тот объем знаний, которым должен обладать комментатор для своей работы. Более или менее приемлемой суммой считаю 300 долларов. Но это речь о внештатной работе. Люди, которые работают на каналах в штате, находятся в других условиях. Не знаю, какие там зарплаты. Очевидно, что это зависит от уровня комментатора. Нужно учесть еще и то, что у нас немного футбольных и спортивных телеканалов. То есть, нет такого, чтобы комментатора мог перехватить другой канал, предложив ему большую зарплату.
- Расскажите, что привлекло вас в этой профессии, что вы решили пойти в журналистику и стать спортивным комментатором?
Я четко помню футбол с 1985 года. Мне было 10. Было начало еврокубковой кампании киевского "Динамо". Тогда команда выиграла Кубок кубков. Из Мексики (Чемпионат мира по футболу 1986 года - авт.) помню работу Котэ Махарадзе. Тогда также работали Майоров, Перетурин, Маслаченко. С тех пор я и заинтересовался тем, как люди комментируют футбол.
К тому же, я вырос в семье, где мужская часть - дедушка, отец, его брат - смотрела все спортивные трансляции. Затем все игры обсуждались, было много дискуссий. Я вел тетради по статистике, которые впоследствии стали важной информацией в моих руках в решении споров отца и его брата. Еще выписывал "Спортивную газету", "Совесткий спорт", журнал "Старт". Вот тогда я и увлекся спортивной журналистикой в ??целом и комментированием частности.
- И каковы были ваши первые шаги?
В 10-м классе решил - буду поступать на журналистику. В школе посещал кружок юного журналиста при обществе "Просвита" во Львове. Впоследствии поступил в университет, однако позже перевелся на заочную форму обучения - устроился на "Львовское радио". На этой радиостанции я впервые вышел в прямой эфир. В 1996-м году перешел на радио "Независимость". Оно выкупило FM-частоту и свободный эфир был круглосуточно. Вот там мы уже натринделись. Я вел и утреннюю, и вечернюю программы. Были разные развлекательные передачи, на которые я приглашал футбольных гостей - Маркевича, Ковальца и так далее.
Затем перешел на радио "Люкс". Там я впервые смог делать дебютные прямые включения с матчей на 2-3 минуты. Эта инициатива пришла из Донецка. Местный журналист Михаил Метревели организовал проект "М". Он договорился с компанией "Украинская мобильная связь" о том, чтобы корреспонденты его проекта брали в компании на выходные мобильные телефоны (тогда это было очень дорого) и таким образом могли делать репортажи из городов, где проходили матчи чемпионата Украины. Также Метревели собрал сетку из радиостанций, которым интересны были такие материалы. Одной из таких было радио "Люкс".
Тогда еще не было интернета и тем более спортивных сайтов. Радио выполняло свою первоначальную функцию – самого оперативного СМИ. Мы заказывали репортажи с матчей "Карпат", "Динамо", других команд и включали их во время программ. Когда "Карпаты" играли во Львове, уже я со стадиона включался на разные радиостанции по Украине. В конце передачи мы рассказывали результаты всех игр, кто забил голы. Эти программы слушали, альтернативы же не было.
- Однако первый комментаторский опыт именно на телевидении вы получили только в Киеве, а не во Львове, да?
Да. В конце 90-х меня, как работника радио, пригласили в Киев работать на радио “Лидер”. Тогда оно сотрудничало с "УТ-1". Так я познакомился с ребятами из спортивной редакции телеканала и узнал об их вакансии. Решил попробовать и так прошел кастинг в программу "Футбол от УТН".
В феврале 1999 года у них начали выходить обновленные программы. Киевское "Динамо" как раз готовилось к выездному матчу в четвертьфинале Лиги чемпионов против мадридского "Реала". Я ездил в Испанию. Позже еще поехал на полуфинал в Мюнхен, когда динамовцы встречались с "Баварией". С этих двух городов я делал прямые включения в вечерний выпуск новостей.
Постепенно наработал себе репутацию и со следующего сезона 1999/2000 мне впервые доверили комментирование - я работал со студии под картинку на матче "Кривбасс" Кривой Рог - "Шамкир" Азербайджан. Это был сложный момент. Несмотря на то, что я готовился к этому матчу, многого не знал.
- А как вы готовились?
Изучал информацию об игроках обоих клубов. Сложно было - интернет еще не был таким популярным и развитым. Кажется, у "Кривбасса" тогда даже официального сайта не было. Пришлось звонить к пресс-атташе клуба, чтобы что-то выяснить. Немного из газет читал. О "Шамкире" мало что знал. Тогда "Кривбасс" выиграл 3:0. Мне дали оценку "удовлетворительно" - динамики не хватило, были провисания.
Через несколько недель был матч квалификации Лиги чемпионов "Жальгирис" - "Динамо" в Вильнюсе. Туда меня отправили уже комментировать вживую со стадиона вместе с Алексеем Семененко. Впоследствии мы в паре прокомментировали еще несколько матчей того еврокубкового сезона. Позже уже были и Евро-2000, и Чемпионат мира 2002.
- Вы уже только комментировали, или у вас была еще и другая журналистская работа?
Нет, я почти всегда параллельно работал еще над чем-то. Просто в определенный момент почувствовал, что комментаторство для меня самое интересное. Пока работал на “УТ-1”, длительное время параллельно делал сюжеты. Впоследствии договорился с Александром Ткаченко (сегодня генеральный директор медиахолдинга “1 + 1 media” - авт.) - тогда он работал на "Новом канале" - о создании программы "Гол". Это было глубокое погружение в журналистику, я почти не комментировал. Почти! Была одна попытка канала полсезона показывать домашние игры “Шахтера”. Клуб тогда искал выхода на всеукраинскую аудиторию - его поединки показывала только на то время региональная "ТРК Украина". Матчи транслировали на Донбасс.
Вскоре я начал комментировать на "Первом национальном", который активно показывал матчи чемпионата Украины. Потом уже были "ТЕТ", "Кино", "2 + 2". Однако почти все это время я продолжал работать на "Новом канале". Позже перешел на "ICTV". К тому же с 2000 года я постоянный ведущий "Богатырских игр". Честно говоря, я бы с радостью поменял должность пресс-секретаря сборной на работу комментатора или спортивного журналиста. Там я мог бы реализовать свой творческий потенциал, а работа в сборной более статичная. Ты тоже работаешь, думаешь, организовываешь пресс-конференции, но это не так интересно.
- Последний раз вы комментировали на "2 + 2", но в 2014 году канал решил прекратить с вами сотрудничество.
Я интересовался у Сергея Щербачёва (руководитель департамента спортивных проектов и трансляций медиахолдинга "1 + 1 media" - авт.) в чем дело. Спрашивал, может я не подходил им под их требования по профессиональным показателям, но он отрицал. Сказал, что они хотят вырастить своих. Вы себе выращивайте, но как мне, как профессионалу, это принять? Возможно, я мешал молодым комментаторам. Возможно, из-за меня кого-то не могли поставить на центральные матчи. Но до центральных матчей надо дорасти. Они могли миксировать. Был только один общий эфир с молодым комментатором "2 + 2". Через некоторое время меня перестали приглашать.
- Сейчас у вас нет комментаторской практики. Каким образом поддерживаете форму?
Смотрю трансляции еврокубковых матчей, хайлайтсы европейских чемпионатов, украинское первенство, матчи сборных. Из-за семейных забот не так часто удается посмотреть полный матч. Читаю газеты, смотрю новости, потому что важно быть в курсе всей информации. Даже если ты комментатор без текущей практики, все равно нужно оставаться в тонусе.
- То есть если завтра вам пришлось бы комментировать, вы бы справились?
С большим удовольствием и без проблем.
- Однако вас уже долгое время никуда не приглашают комментировать. У вас нет ощущения, что вы уже вне профессии?
Я считаю себя комментатором практикующим, хотя последние два года не имею приглашений от телеканалов. Конечно, обидно. Пытаюсь что-то найти. Комментировал даже некоторые моменты Олимпиады в Сочи. Я стараюсь предлагать свои услуги, потому что о тебе могут забыть как о хорошем комментаторе. Сейчас планирую поехать на Олимпиаду в Рио после Евро-2016 и оттуда писать репортажи для онлайн-ресурсов, а если удастся договориться с "UA: Первый" об аккредитации, то будем и сюжеты снимать оттуда. Сейчас все зависит от тебя самого, чтобы, скажем так, поддерживать интерес к своей личности. Так и стараемся делать.