Астрономы запускают на орбиту детектор планет

Европейское космическое агентство сегодня закончило работы над новым космическим орбитальным телескопом COROT, главной задачей которого станет поиск твердых планет, по своим параметрам сходным с Землей.

Специалисты говорят, что COROT способен обнаружить землеподобные планеты, вращающиеся вокруг звезд не только в нашей галактике, но и в соседних. Кроме того, при помощи нового аппарата ученые надеются получить больше информации и о самих звездах (масса звезда, их возраст, химический состав и др).

На орбиту COROT будет запущен 26 или 27 декабря 2006 года с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя Союз 2-1б. Разработку телескопа вели европейские ученые во главе с французским космическим агентством.

Масса аппарата составляет 650 кг, запустить COROT планируется на полярную орбиту на высоту 827 км над Землей. Аппарат обладает крупным 27 см телескопом и 4 CCD-камерами, способными детектировать мельчайшие изменения на звездах.

По словам европейских специалистов, COROT будет наблюдать за 60 000 звезд и искать планеты, вращающиеся вокруг них. Технически телескоп будет способен обнаружить планету, когда та будет проходить между линией наблюдения и звездой таким образом, что планета будет видна на фоне яркой звезды. После того, как планета будет найдена аппарат приступит к более детальным процессам наблюдения и попытается точнее определить характеристики звезды и ее планеты.

Ожидается, что COROT проработает на околоземной орбите 2,5-3 года. За это время он сконцентрируется на 5-6 наиболее "звездных" областях. На каждую область будет потрачено около 150 дней.

Каждые 512 секунд аппарат будет производить замеры яркости приблизительно 10 000 звезд, находящихся в объективах камер.

Данные камеры будут постоянно измерять уровень контрастности звезды, периоды ее вспышек и интенсивность планет вокруг нее.

Астрономы говорят, что обнаруживали дальние планеты, вращающиеся вокруг звезд, и раньше, но это было довольно редко и планеты были очень крупные. А крупные планеты, поясняют специалисты, в подавляющем большинстве случаев - это газовые гиганты, вроде Юпитера, где определенно нет никакой жизни из-за отсутствия у них твердой поверхности и довольно высокой температуры атмосферы.

При помощи COROT станет возможно обнаружение планет в 40 раз более мелких чем Юпитер, то есть по размерам сопоставимых с Землей.

Другой важной задачей COROT'a станет изучение собственно самих звезд. Астрономы смогут больше узнать о астросейсмологии (внутренних процессах звезд) и химическом составе не только звезд Млечного Пути, но и других галактик.

На сегодня астрономы составили список из 60 наиболее необычных звезд, которые следует изучить в первую очередь.

Говоря о более отдаленных перспективах космических наблюдений в Европейском космическом агентстве говорят о запуске целой группы телескопов Darwin, которые будут обладать еще более впечатляющими характеристиками чем COROT. В целом, по словам астрономов, примерно к 2025 году человечество уже получит более-менее точный ответ на главный вопрос астрономии: "Одни ли мы во Вселенной?".

"Наша Вселенная по истине огромна и изучить ее всю почти невозможно. Но вот лет через 20 мы сможет точно сказать одни ли мы в нашей галактике Млечный Путь", - говорят в агентстве.