Главный тренер сборной Швеции Пер Мортс: «Главное — единство стиля»
В стане одного из главных конкурентов россиян на европейской арене — сборной Швеции — летом произошли ожидаемые, но от этого не менее серьезные изменения. На посту главного тренера «Тре Крунур» Бенгта-Оке Густафссона сменил Пер Мортс — специалист в Швеции очень известный и уважаемый.
Например, он стоял у истоков первой в истории победы скандинавов на Олимпиаде 1994 года, когда ассистировал Курту Лундмарку. Числятся за ним и победы на клубном уровне (чемпионство с ХВ-71), и успехи с молодежной сборной. Именно на этом фронте в последние годы шведам удалось «подвинуть» нашу национальную команду. Так что фигура Пера Мортса не может не вызывать в России интерес.
Один состав, способный конкурировать с русскими, наберем
— Ваш контракт подписан на три года и пока не распространяется на Олимпиаду в Сочи. Значит ли это, что на ближайшие сезоны перед вами поставлены конкретные задачи?
— У команды с такими традициями, как «Тре Крунур», всегда есть предельно конкретные задачи — выигрывать в каждом матче и занимать первое место на каждом турнире. Есть и другие задачи. Например, наладить должные контакты с игроками из НХЛ, обеспечить преемственность поколений. А контракт можно и продлить. Конечно, мне было бы спокойнее, если бы я имел контракт с четко очерченными временными рамками. Но в последнее время наша сборная выступала не слишком успешно, и в Хоккейном союзе, видимо, решили сохранить свободу маневра. С их точки зрения это разумно.
— Вы начали с укрепления тренерского штаба. Корни неудач видите именно в методах работы вашего предшественника?
— Мне показалось, что Бенгт-Оке Густафссон слишком много вопросов замыкал на себя. От чисто тренировочных до переговоров с игроками. Это, на мой взгляд, затрудняло путь к успеху. И я с полного одобрения союза решил подкорректировать ситуацию.
— Вы уже встречались со шведскими энхаэловцами. Удалось понять причины их систематических отказов выступать на чемпионатах мира?
— У каждого были свои причины. Я бы не валил все на предыдущего главного тренера, как делали у нас некоторые журналисты. Сейчас о принципиальном согласии тех или иных хоккеистов играть за сборную говорить рано, но все выразили готовность к диалогу и обмену информацией. Кое-какими соображениями мы уже обменялись.
— Кого вы считаете фаворитом стартующего вскоре Евротура?
— Полагаю, что в Европе сильнейшей сборной является Россия, которая опирается на мощь КХЛ. Это первоклассная лига, которая позволяет тренерам национальной команды комплектоваться отличными мастерами.
— Однако на молодежном уровне вы научились россиян обходить. Можно ли перенести этот опыт на взрослый уровень?
— Конечно. Хоккей, с моей точки зрения, не цепь случайностей. Выигрывает тот, кто может создать стройную систему. Это касается подготовки, тактики, тренировок — всего. И именно поэтому я пригласил в свой штаб наставников молодежной и юниорской сборных. Все игроки, которые входят в систему национальных команд, должны знать наши требования и быть к ним готовыми. Тогда никакая смена поколений команде не страшна. Поверьте, уж на один состав, способный конкурировать с русскими и канадцами, в Швеции хоккеистов наберется всегда.
— Изменения в списке игроков, вызванных на Кубок Карьялы — дань омоложению команды?
— Омоложение состава — не самоцель. Для плодотворной работы и успешных выступлений мне необходимы единство и преемственность стиля. Исходя из этого я и буду приглашать игроков.
Вейнхандль и Мортенссон — лидеры. Но сейчас мы проверим других
— Вы не вызвали в сборную лидеров петербургского СКА Вейнхандля, Мортенссона и Франссона, показывающих хорошую игру. Они не подходят под ваш стиль?
— Я этого не говорил. И отмечу, что двери национальной команды ни для кого не закрыты. Я прекрасно знаю, что Вейнхандль — один из лидеров среди бомбардиров КХЛ; что их связка с Мортенссоном работает, как в лучшие времена; что Франссон отлично влился в ряды СКА. Но сейчас я счел необходимым проверить возможности именно тех, кто оказался в списке приглашенных. Мы поддерживаем отношения абсолютно со всеми хоккеистами, которые входят в обойму национальной сборной. Но мест в заявке — ограниченное количество, а хороших игроков много. К тому же в определенные моменты у хоккеистов возникает потребность сосредоточиться на клубных делах. Да и не только перечисленные вами игроки из списка тех, на кого я рассчитываю, на этот раз оказались вне заявки.
— Значит ли это, что вы не считаете Евротур важным турниром?
— Любой матч важен, тем более официальный. Но Евротур в первую очередь несет другую нагрузку. Это возможность для тренеров подготовить костяк команды к чемпионату мира. Ведь игроки из НХЛ в конечном счете лишь укрепляют и подпирают эту конструкцию. И с этим необходимо мириться.
— А как вы черпаете информацию об игроках из КХЛ, которых в заявке целых шесть?
— Кое-что удается посмотреть самому благодаря телевидению. А за контакты с игроками — как из КХЛ, так и из НХЛ — отвечает Йохан Гарпенлов. Благодаря его информации я имею полную картину по всем интересующим меня хоккеистам.
Швеция