Главный тренер ЦСКА Леонид Слуцкий: «У Семака только один недостаток»

Спасаться от природных катаклизмов, постигших столицу, московские армейцы решили в столице северной. Разбавив тренировки товарищеским матчем с «Зенитом» и походом на матч сборных команд, армейцы завершили «питерскую программу» и вернулись в полном составе в Белокаменную. Для «Спорта» же приезд ЦСКА оказался настоящим подарком, ибо трудно представить себе более интересного собеседника, чем их главнокомандующий. Его ответы всегда развернуты, небанальны и многолики, а каждое суждение Слуцкого само по себе рождает новые темы для дискуссии. Впрочем, начался диалог с насущных проблем, благодаря которым и стало возможным наше знакомство и последующее общение с одним из самых ярких представителей «новой волны» российских тренеров.

Главный тренер ЦСКА Леонид Слуцкий: «У Семака только один недостаток»

Вагнер может играть в любом клубе мира

— Какая же хорошая у вас погода в Питере по сравнению с московской, — начал разговор Слуцкий. — Говорите, и вам нелегко этим летом из-за жары? Вы счастливые люди! Просто не представляете, что творится в Москве! Недаром же нам пришлось корректировать планы и приезжать тренироваться в Питер.

— Кстати, насчет планов — переезд сильно мешает работе с командой?
— Конечно, это создает существенные проблемы. Приходится менять график тренировок, тратить время на переезды.

— Какую цель ставили перед командой на контрольный матч с «Зенитом»?
— Это была хорошая возможность дать игрокам нагрузку в соревновательном режиме, проверить свои возможности на фоне сильного соперника. И хотя в составе обеих команд отсутствовало много «сборников» — у нас, например, не осталось номинальных центральных защитников, — но все равно на поле вышло достаточно классных игроков и спарринг получился интересным.

— Кто из ваших футболистов, не вызванных в этот раз в сборную России, сможет в ближайшем будущем пополнить ее ряды?
— Думаю, Алдонин, Мамаев и Щенников вполне способны принести пользу национальной команде. А если говорить о более дальней перспективе, то считаю, что абсолютно все наши российские игроки могут претендовать на место в сборной.

— В атаке вашей команды произошли изменения: покинул ЦСКА Гильерме, в то же время вернулся Вагнер Лав. В связи с этим сильно пришлось менять игру, перестраивать тренировочный процесс?
— Когда к нам пришел Гильерме, то кое-что в самом деле надо было перестраивать. С Вагнером же нет такой необходимости: это настолько опытный и мастеровитый игрок, что ему не составляет сложности быстро привыкнуть к партнерам, найти с ними взаимопонимание и максимально быстро начать приносить пользу команде.

— Известно, что переговоры о возвращении бразильца из аренды проходили сложно и он вроде не горел желанием возвращаться в Россию. Не заметили в связи с этим у него упаднического настроения?
— На самом деле об этом больше говорят и пишут, чем это происходит на самом деле. За то время, что он в команде, никаких вопросов к нему ни по дисциплине, ни по самоотдаче не возникало.

— Говорят, что он может перейти в один из европейских клубов. Вам что-нибудь известно об этом?
— Мне нет. На данный момент Вагнер — игрок ЦСКА. За всякими слухами мы не следим, а что будет дальше — посмотрим. Вообще в целом неудивительно, что применительно к нему идет речь о сильных командах. Я считаю, что при желании этот футболист способен играть в любом клубе мира. Мастерства у него для этого предостаточно.

Главное открытие — феноменальный «Зенит»

— Леонид Викторович, в вашей команде хватает легионеров, и далеко не все из них знают русский. Вам как тренеру это доставляет неудобства или же, как говорят многие футболисты, всегда можно понять друг друга на языке футбола?
— Скажу честно, это усложняет работу. Для полноценного общения, для того чтобы в мельчайших нюансах можно было донести до игрока свои требования да или просто по-человечески поговорить, необходимо общение на одном языке. Но, во-первых, признаем — русский язык очень сложен. А во-вторых, наверное, я не открою секрета, если скажу, что не все легионеры старательны в этом плане.

— Но почему в других-то странах они учат языки?
— Так исторически сложилось, что у нас к незнанию русского языка иностранными футболистами относятся очень терпимо. Хотя здесь тоже зачастую многое определяется сознательностью и обучаемостью каждого конкретного футболиста. Возьмите для примера Иржи Ярошика — он играл в России — прекрасно освоил русский. Выступал в Англии — выучил английский. Сейчас он в «Сарагосе» и усиленно занимается испанским, и я уверен, что в скором времени он будет им прекрасно владеть.

— Поговорим о чемпионате России. Какие для вас в этом сезоне произошли неожиданности?
— Главное событие — потрясающий результат «Зенита». Команда играет в очень сбалансированный футбол и, по сути, вообще не теряет очков. Ведь на данный момент питерская команда идет на абсолютный рекорд — может набрать 78 очков за чемпионат. При том что обычно для завоевания первого места хватает 60 с небольшим. Такого никогда не было!

— А как же «Алания»-95 с теми же 39 очками после первого круга?
— Ну как тот результат владикавказцев можно сравнивать с нынешним зенитовским?! Не тот уровень чемпионата тогда был. Появилось больше сильных команд, значительно возросла конкуренция, и в то же время практически нет совсем явных аутсайдеров.

— Новички «Зенита» смогут существенно усилить его игру?
— Вы сами посмотрите, кого они взяли: подписали двух ключевых игроков команды, которая последние два года убедительно выигрывала чемпионат и достойно выступила в Лиге чемпионов. Так какие могут быть сомнения?! И это я еще не говорю об иностранных новичках питерцев.

— Но ведь для адаптации новичкам всегда требуется время.
— В клубе с такими задачами, как у «Зенита», который тратит десятки миллионов евро на покупку футболистов, уверен, селекция поставлена на самый высокий уровень. Где обязательно учитываются не только игровые характеристими потенциальных новобранцев, но и ментальные вещи, особенности характера. В том числе и те, которые позволят новичку быстрее влиться в коллектив и без раскачки начать приносить ему пользу. Думаю, по-другому в таких клубах и быть не может.

Нам по плечу любые задачи

— Вы работали в «Москве» с Сергеем Семаком. В чем феномен этого спортсмена и человека? Почему он во всех командах, где бы ни играл, всегда становился лидером и на поле, и за его пределами, везде оставлял о себе добрую память?
— Мы с ним, кстати, вчера вместе ужинали, с удовольствием пообщались. Что касается, как вы сказали, «феномена» Семака, то он на самом деле прост: у него всего один недостаток. И называется он — отсутствие всяких недостатков. Настолько позитивен и положителен во всех проявлениях Сергей. Человек, который предъявляет к себе такие высокие профессиональные и человеческие требования, просто не может не быть лидером в любом коллективе.

— «Зениту» хватит запаса прочности в таком же темпе пройти вторую половину дистанции?
— Откуда ж я знаю? Конечно, мы следим за ним как за основным конкурентом, но о таких вещах не задумываемся. У нас свои задачи, которые требуют большого внимания.

— Как раз о ваших задачах. Какое место по итогам сезона посчитаете успешным?
— Мы сейчас об этом не думаем. У нас главная задача — стабилизировать игру и состав, улучшить качество игры. Когда же это произойдет, то нашей команде будет по силам претендовать на самое высокое место в чемпионате.

— Но «Зенит» еще надеетесь до­гнать?
— Повторюсь, мы об этом не думаем. Решаем свои задачи, а что в итоге нам удалось наработать, увидим в конце сезона.

— Осенью вам предстоит очень тяжелый график игр. Вы готовы к нему?
— Это будет в том случае, если мы попадем в групповой этап Лиги Европы. Куда, естественно, стремимся. Но в любом случае в таком положении окажемся не только мы. Что сделаешь, если сейчас пришлось переносить игры из-за погодных условий, а, скажем, 21 августа мы не можем сыграть физически. Так как игры в Лиге Европы у нас назначены на 19 и 24 августа соответственно.

— Как вы думаете, составители календаря должны и могут ли заранее предполагать такие ситуации и избегать подобных перекосов в календаре команд? Когда сначала за месяц с небольшим приходится играть всего четыре матча, а за последующие два больше пятнадцати.
— Думаю, это вполне можно предусматривать. Ведь заранее же можно было предполагать, что «Зенит» попадет в четвертый отборочный раунд Лиги чемпионов, так же как и изначально было известно, что мы в эти же сроки будем играть в еврокубках. А потому, наверное, было правильным проводить не полностью слепой жребий, а сделать так, чтобы мы смогли сыграть с питерцами в заранее запланированный день, а не в резервный.

Адаптация в «большом» клубе продолжается

— Скоро уже будет год, как вы возглавили ЦСКА. Уже полностью адаптировались к работе в большом клубе?
— Это происходит постепенно, и я не думаю, что к некоторым вещам возможно привыкнуть в принципе. Они всегда будут присутствовать, если ты работаешь в топ-клубе.

— А какие главные отличия в руководстве большим клубом и, например, «Крыльями Советов» или «Моск­вой»?
— Есть многие вещи, происходящие в топ-клубе, которые даже не могут возникнуть в менее богатых и амбициозных командах. Работая там, просто представить невозможно, с чем придется столкнуться.

— Речь идет о количестве болельщиков, их высоких ожиданиях, большом внимании прессы?
— В данный момент не хотелось бы эти вещи конкретизировать.

— В предыдущих двух клубах вы активно привлекали к работе с футболистами известного психолога Виктора Неверова. В ЦСКА продолжаете с ним сотрудничать или же игроки более высокого класса в этом не нуждаются?
— От класса футболиста это не зависит. Психолог работает в первую очередь с личностью. С Неверовым же мы продолжаем сотрудничество, но не постоянно, а периодически.

— Почему у нас тренеры и футболисты так настороженно относятся к профессии спортивного психолога, cчитая, что лучший психолог — это главный тренер?
— На самом деле такое происходит и в некоторых других странах. Дело в том, что у нас просто нет культуры обращения к услугам психотерапевта в принципе, а не только в футболе. Потому и считается это чем-то странным и ненужным. Что же касается футболистов, то тут все зависит от профессионализма этого психолога. Если ему квалификации не хватает, то он психологический барьер в контакте с игроком не преодолеет и из этой затеи в самом деле ничего не получится. Мы же сотрудничаем с профессионалом высокого класса.

Фурсенко должен решить, что для нас важнее

— Президент РФС сообщил, что с 2012 года чемпионат перейдет на систему «осень — весна». Какова ваша позиция по этому вопросу?
— Есть позиция нашего клуба, и здесь я не буду оригинален. Конечно же, чтобы успешно выступать в Европе, такая система удобнее. Синхронизированы с европейскими командами календарь, трансферные окна. Да и для сборной это плюс. Например, думаю, не будь прошлой осенью матчи со Словенией последними для большинства наших «сборников», мы бы сыграли сильнее и не проиграли бы. А так накапливается усталость — и физическая, и психологическая, и футболисты находятся уже не в лучшем состоянии. Перейдя же на систему «осень — весна», проще будет добиваться сбалансированной игры сборной, так как и легионеры, и российские игроки будут выступать в одном режиме.

— Хорошо. Ну а что же делать другим клубам? Как играть в футбол зимой в том же Томске, если там и в апреле-то поле напоминало танкодром?
— Если же говорить об этой проб­леме шире, то, конечно, надо отметить, что переход выгоден в первую очередь сборной и ведущим клубам. Для остальных же команд это не плюс. В том числе и по той причине, которую вы назвали. Понимаете, в этом вопросе не получится сделать хорошо для всех. Обязательно будут как существенные плюсы для одних, так и явные минусы для других.

— Что же тогда делать?
— Решение принимать руководителям нашего футбола. И, думаю, они должны определить, что именно взять за приоритет. Или развивать футбол во всех регионах, но при этом в таблице коэффициентов УЕФА довольствоваться теми позициями, которые мы имеем сейчас, или же ставить задачу потеснить в этой таблице ведущие футбольные державы и добиться гораздо более существенных успехов в Европе. А значит, сделать так, как выгодно именно ведущим клубам. От какого-то отдельного приоритета они и должны отталкиваться, в противном же случае на эту тему можно дискутировать бесконечно.







Последние новости

Подгружаем последние новости