"Гоморра" получила 5 европейских "Оскаров", в том числе и как лучший фильм года
В Копенгагене вручены призы Европейской киноакадемии. Триумфаторами праздника стали создатели итальянского фильма "Гоморра": они получили пять наград в главных номинациях, пишет сегодня
"Гоморра" поставлена по книге молодого журналиста Роберто Савиано, который после ее выхода миллионным тиражом в Италии и продажи в 33 страны живет под защитой полиции.
При этом фильм во многом противоположен книге, по которой снят и которая ставила целью конкретное разоблачение. На экране же - антропологическое исследование, анализ преступности как модуса поведения и способа жизни.
Европейские академики признали "Гоморру" лучшим фильмом, Маттео Гарроне - лучшим режиссером, кроме того, наградили картину за сценарий и операторскую работу, а актера Тони Сервильо за лучшие мужские роли, сыгранные в "Гоморре" и в фильме "Il divo" (в последнем он гротескно сыграл политика Джулио Андреотти).
В этом году европейское кино проявило высокую сознательность: среди шести номинантов в категории "Европейский фильм-2008" пять связаны с социальными и политическими стрессами. Необычно и то, что в шорт-лист номинантов вошли сразу два итальянских фильма молодых режиссеров - "Гоморра" и "Il divo" Паоло Соррентино, что дало основания говорить о возрождении политического кино Италии.
По существу повторилась ситуация последнего Каннского фестиваля, где те же самые итальянские картины занимали лидирующие позиции в конкурсе. Однако там, хоть обе они и были награждены призами ( "Гоморра", например, получила гран-при ), в последний момент их оттеснил от Золотой пальмовой ветви прорвавшийся вперед французский "Класс" Лорана Канте.
"Класс" фигурировал и в номинации на лучший европейский фильм, но остался ни с чем. "Класс" привлекает человеческой теплотой и незатейливым демократизмом, "Гоморра" же холодна как лягушка. Если политическое кино Италии и впрямь возрождается, оно совсем другое, чем то, что заполняло экраны мира тридцать-сорок лет назад. Более рациональное, пессимистичное и без иллюзий.
Сегодняшнее итальянское кино протеста лишено открытых эмоций, его жанровые свойства ослаблены, его можно сопоставить с античной трагедией или брехтовским театром, с инсталляцией для музея современного искусства.
В новых фильмах итальянских режиссеров нет ни одного штампа итальянского боевика про мафию. Нет социальной риторики и мифологии "крестных отцов" с обязательной историей их восхождения и падения. Здесь никого не замуровывают в бетон, не пытают горячим утюгом, здесь даже редко повышают голос и никогда не матерятся. Если показано убийство, то как рутинный, без всякого пафоса бизнес. При этом авторам удается пойти глубже классических схем, характерных для этого типа кино, и затронуть процесс базового разрушения морали.
"Гоморра" прослеживает власть неаполитанской каморры на всех уровнях, причем мафия переименована вовсе не из страха перед последствиями, а исключительно обобщения ради. В этой картине параллельно развиваются, практически ни разу не пересекаясь, несколько историй с героями разных поколений и разных сфер деятельности. Общее только одно: все они оказываются подчинены интересам преступного сообщества.
Другие обладатели европейского "Оскара"
Успех "Гоморры" оставил без наград многие другие громкие фильмы именитых авторов - "Беззаботную" Майка Ли, "Молчание Лорны" братьев Дарденн, а чрезвычайно оригинальный израильский "Вальс с Баширом" Ари Фолмана отмечен только за музыку Макса Рихтера.
Европейской актрисой-2008 признана Кристин Скотт Томас ("Я так тебя любила"), да и то, предполагают СМИ, потому, что в "Гоморре" практически нет женских ролей.
Другой ветеранше, Джуди Денч, вручен спецприз за карьеру. "Кус-кус и барабулька" француза тунисских корней Абделатифа Кешиша получил награду критиков Евроакадемии с помпезной формулировкой "Автору в самом чистом и прямом смысле этого слова. Награда не только призвана поддержать кинематографистов, которые часто оказываются маргинализированы из-за своего происхождения, но и прославить тех, кто беззаветно предан независимому кино, кто противостоит машине войны и ее влиянию на индустрию образов".
Приз зрительских симпатий получил фильм Дэвида Йейтса "Гарри Поттер и Орден Феникса".
Лучшим документальным фильмом названа лента Хелены Трестиковой "Рене".
Европейская киноакадемия вручила также почётные призы создателям "Догмы" Ларсу фон Триеру, Серену Краг-Якобсену, Кристиану Леврингу и Томасу Винтербергу.
В свою очередь, отметим, что на премию "Оскара" от Италии претендует именно "Гоморра" . А критики двух британских изданий Times и Sunday Times уже поместили этот фильм на второе место рейтинга лучших фильмов 2008 года.