Ученые разработали новый метод получения любых вакцин за неделю

Американские исследователи описали новый подход к созданию вакцин.

Об этом сообщил портал N+1 со ссылкой на работу ученых из Массачусетского технологического института, опубликованную в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В настоящее время почти всегда вакцинация состоит в введении убитых или сильно ослабленных частиц патогена, которые вызывают иммунную реакцию и развитие приобретенного иммунитета. Реже для этого применяют отдельные вирусные белки или даже их фрагменты: такие вакцины могут не вызывать достаточно мощного иммунного ответа и требуют добавления веществ, которые его стимулируют.

При этом, уже не одно десятилетие ученые пытаются создать вакцины на основе других вирусных компонентов — нуклеиновых кислот. И если использование для этого ДНК может быть чревато ее случайной интеграцией в геном хозяина, то вирусные РНК с этой точки зрения вполне безопасны. Кроме того, синтезированные на них отдельные белки вируса не могут привести к болезни, а лишь запускают мощную иммунную реакцию.

Однако до сих пор основным препятствием для РНК-вакцинации является сложность доставки фрагментов вирусной РНК в клетки, где с них мог бы начаться синтез белков: РНК легко уничтожается растворенными в крови РНКазами, иммунной системой, нуклеазами внутри клетки.

Если РНК поместить в дендримерные наночастицы, это позволяет существенно продлить ее время жизни и превратить в эффективную вакцину.

По словам ученых, после внутримышечной инъекции «РНК-нановакцин» подопытным мышам у животных формировалась полноценная иммунная защита против вызываемых этими возбудителями опасных заболеваний, которая включала и антигены, и обученные Т-клетки.

Однако важнее всего, по мнению авторов, скорость разработки таких вакцин. На каждую ученым потребовалось около недели, тогда как создание обычной вакцины принятыми до сих пор методами занимает месяцы.