"Волшебный" телескоп убедил ученых в прозрачности Вселенной

Астрономы обнаружили самый удаленный из известных на сегодня гамма-всплеск, сообщается в пресс-релизе на сайте Общества Макса Планка. Источником излучения является активное ядро галактики 3C279, расположенной на расстоянии более пяти миллиардов световых лет - около половины радиуса Вселенной. Ученые опубликовали свое открытие в журнале Science.
Карта распределения энергии излучения галактики 3C279. Изображение MAGIC Collaboration

Галактика 3C279 относится к классу галактик с активным ядром, в центре которых расположены сверхмассивные черные дыры - их масса составляет миллиарды солнечных масс. Такие галактики испускают излучение в широком диапазоне длин волн: от радио- до высокоэнергетического гамма-излучения.

Гамма-излучение может ослабляться под воздействием так называемого внегалактического фонового излучения (extragalactic background light), состоящего из слабого излучения объектов Вселенной. Обнаружение гамма-всплеска, источник которого находится на таком удалении от Земли, заставляет пересмотреть существующие теории о плотности внегалактического фонового излучения. Полученные астрономами данные свидетельствуют, что оно менее интенсивно, чем предполагалось до сих пор.

Астрономам из Института физики Макса Планка удалось зарегистрировать гамма-всплеск галактики 3C279 с помощью телескопа MAGIC (Major Atmospheric Gamma-ray Imaging Cherenkov - большого атмосферного гамма-телескопа с использованием эффекта Черенкова-Вавилова), расположенного горе Рок де лос Мучачос, расположенной на острове Ла Пальма Канарского архипелага. Телескоп фиксирует короткие вспышки света, которые возникают при прохождении гамма-лучей сквозь атмосферу.

Мощное гамма-излучение может проходить расстояния, сравнимые с диаметром Вселенной, практически не без искажений. Поэтому его изучение позволяет получить важные сведения об эволюции Вселенной.

Ракета Firefly Aerospace загорелась при испытанияхРакета Firefly Aerospace загорелась при испытаниях