Найден самый быстровертящийся объект в Солнечной системе

Астероид с самым быстрым вращением посчастливилось открыть британскому астроному-любителю Ричарду Майлсу (Richard Miles), причём сделал он это, не выходя из собственного дома.

Объект 2008 HJ совершает один оборот вокруг своей оси за 42,7 секунды, и это заметно быстрее, чем предыдущий рекордсмен — астероид 2000 DO8 с периодом вращения 78 секунд.
На этом кадре новый астероид просматривается в виде полосы, поскольку съёмка велась в течение полуминуты (фото bbc.co.uk).

Для наблюдений Майлс (химик по специальности, но также — вице-президент Британской астрономической ассоциации — British Astronomical Association) использовал дистанционно управляемые (через Интернет) телескопы в США и Австралии. Проследить за находкой ему удалось только в течение нескольких дней, когда астероид проходил от нас на расстоянии всего в 2,8 дистанции от нашей планеты до Луны.

Скорость "небесного камня" относительно Земли составляла 45 километров в секунду.

Съёмка с точным измерением яркости позволила вычислить период вращения скалы. Он оказался феноменальным. Ныне рекорд этот подтверждён Международным астрономическим союзом (IAU), сообщает New Scientist.

Измерения Ричарда показали, что 2008 HJ является плотным каменистым телом размером 12 х 24 метра и с массой 5 тысяч тонн.

Находка подтверждает теорию, гласящую, что чем меньше астероид, тем быстрее он (потенциально) может вращаться. Однако до сих пор специалисты лишь подозревали наличие в Солнечной системе астероидов с таким высоким (один оборот менее чем за минуту) темпом вращения.

Знаменательный рекорд также показал пользу и важность доступа к большим телескопам любителей, школьников и студентов, которые могут вести наблюдения в течение большого времени. К примеру, измерение вращения "своего" астероида Майлс вёл благодаря международному проекту Faulkes Telescope, предоставляющему любителям доступ к новым роботизированным телескопам.

Надо отметить, что в Солнечной системе есть и другие небесные тела, которые вращаются необычайно быстро для своих размеров. Так, на планетоиде Санте сутки длятся 3 часа 54 минуты. Его поперечник, кстати, почти достигает 2 тысяч километров, и это — далеко не астероид. Так что данный объект едва не разрывается вращением.

К слову, астрономы выяснили, что Санта может стать самой большой кометой в истории, и что когда-то Санта пережил мощный удар.