Сенсация: на Титане открыты тайный водяной океан и свободная кора

Ральф Лоренц (Ralph Lorenz) из лаборатории прикладной физики университета Джона Хопкинса (JHUAPL) и его коллеги, обрабатывающие данные, поступающие с межпланетной станции Cassini, обоснованно полагают, что на глубине 100 километров под поверхностью Титана существует обширный водяной океан — одно из условий для появления жизни.
Один из свежих портретов Титана (фото NASA/JPL/Space Science Institute).

К такому выводу исследователи пришли, изучив данные радарной съёмки луны за период с октября 2005-го по май 2007-го. Учёные отметили для себя 50 характерных точек на Титане (определённые озёра, горы и каньоны) и проследили за ними в наборе данных с 19 пролётов Титана зондом Cassini.

Тут-то и обнаружился сюрприз: на более поздних съёмках известные детали рельефа "ушли" от своих вычисленных позиций на расстояния до 30 километров!

Таким образом, оказалось, что период вращения Титана вокруг своей оси заметно меняется на протяжении всего нескольких лет. И он не совпадает с орбитальным периодом, а уходит от него на 0,36 градуса в год.

Это трудно объяснить, кроме как гипотезой о том, что замёрзшая кора Титана отделена от его ядра внушительной прослойкой из жидкой воды, смешанной (по предположению исследователей) с аммиаком, говорится в пресс-релизе Лаборатории реактивного движения.

Водяной океан Титана, по предположению исследователей, простирается всюду под его корой (иллюстрация NASA/JPL).

Надо сказать, что Титан является единственной луной, обладающей плотной атмосферой (в 1,5 раза плотнее, чем земная) и вторым по величине спутником в Солнечной системе — он больше Меркурия.

Учёные давно выяснили, что Титан очень похож на Землю, с поправкой на низкую температуру: на этой луне также есть реки, целые системы озёр и моря, дожди, снегопады и вообще — круговорот "воды", в роли которой выступают метан и этан.

Как стало недавно известно, различных углеводородов на поверхности Титана — моря разливанные — в сотни раз больше, чем все земные запасы нефти, угля и газа. При этом на оранжевом спутнике Сатурна даже была открыта сложная органика, предшествующая жизни.

Теперь вот, похоже, там есть и водяной океан, скрытый под корой. По крайней мере — это самое вероятное объяснение аномальному вращению луны.

"Сочетание богатой органикой окружающей среды и жидкой воды очень привлекательно для астробиологов, — говорит Лоренц. — Дальнейшее исследование вращения Титана позволит нам лучше понять его водный "интерьер". А так как вращение коры связно с ветрами в атмосфере, мы можем увидеть сезонные колебания вращения планеты в ближайшие несколько лет".

Подробности открытия изложены в статье в Science.

Добавим, что подповерхностные океаны подозреваются на Ганимеде, Каллисто и Европе. Но Титан привлекает учёных удивительным сочетанием характеристик. Ведь кроме воды и органики там могут быть и источники энергии (геотермального типа). То есть — всё что нужно для запуска реакций, ведущих к возникновению жизни. Потому, помимо продолжения работы Cassini, учёные получили все обоснования, чтобы вернуться на Титан ещё и ещё: возможно, с новыми роверами или даже воздушным шаром.