Бактерии слишком быстро и слишком хорошо приспосабливаются к космосу, и становятся опаснее

В условиях космического полета бактерии становятся опаснее для человека, выяснили учёные. В бактериях, летавших на борту шаттлов на орбиту, изменилась активность многих белков и генов, в том числе и связанных с вирулентностью. Авторы открытия призывают задуматься о космических вакцинах.

Специалисты Центра инфекционных заболеваний и вакцинологии Университета штата Аризона исследовали, как патогенные бактерии ведут себя в космосе. Это важно знать для защиты здоровья астронавтов во время полета. Возможно, для них стоит разработать специальные космические вакцины, передает Infox.ru со ссылкой на журнал Applied and Environmental Microbiology.

Ученые следили за двумя видами бактерий: Pseudomonas aeruginosa и Salmonella typhimurium.

Первая из них относится к так называемым оппортунистическим патогенам – она мирно сосуществует с организмом здорового человека, но становится опасной при ослаблении иммунитета, а для страдающих муковисцидозом и больных с ожогами она может стать смертельной.

Именно эта бактерия стала причиной заболевания астронавта Фреда Хейза во время неудачного полета на Луну американского космического корабля "Аполлон-13" в 1970 году.

Сальмонелла же вызывает инфекцию пищеварительной системы даже у человека со здоровым иммунитетом.

Бактерии росли в специальных сосудах на борту шаттла в течение нескольких дней. По возвращению на Землю ученые изучили экспрессию всех бактериальных генов. Они нашли, что в космосе изменилась работа 167 генов и 28 белков.

Среди них оказались гены, связанные с вирулентностью (инфекционностью) Pseudomonas aeruginosa. Основной регулятор, задействованный в этом, белок Hfq – глобальный регулятор транскрипции. Он работал в бактериях обоих видов.

Биологи впервые показали, что разные виды бактерий — Salmonella и Pseudomonas — используют один и то же регуляторный механизм для приспособления к условиям космоса.

Среди факторов, к которым бактериям пришлось приспосабливаться, ученые, прежде всего, рассматривают невесомость. Она приводит к тому, что вода оказывает меньшее давление на клетки, и ее ток при прохождении через оболочки клеток замедляется.

Ученые еще не понимают всего механизма приспособительных изменений в бактериальных клетках. Но поскольку изменяется работа генов вирулентности, возможно, изменяются и инфекционные свойства бактерий. Не исключено, что они увеличиваются.

Отметим, что ранее учёные обнаружили бактерий, которые способны приспособиться даже к ядовитому мышьяку.

А два года назад израильские ученые обнаружили коллективный разум у бактерий. Бактерии знают, как собрать информацию из окружающей среды и общаются друг с другом.