Открыт новый орган, отвечающий за боль

Исследователи из Каролинского института в Швеции обнаружили необычное образование во время лабораторных испытаний на мышах. Выяснилось, что «многорукие» шванновские клетки — они защищают и поддерживают нейроны — связаны друг с другом под внешним слоем кожи, эпидермисом, образуя сеть. Вместе с обычными нервными клетками они образуют систему, функционирующую как сенсорный орган, который реагирует на механические воздействия — порезы, давление и жжение.

Чтобы проверить свою гипотезу, команда использовала генетически модифицированных мышей. Их организм перестроен так, чтобы на световое воздействие реагировали исключительно клетки Шванна. И эксперимент увенчался успехом: при световом воздействии на эпидермис мыши демонстрировали признаки возникновения боли — подергивание лап и попытки рефлекторно облизать пораженную область. При этом никакой направленной стимуляции нервной ткани не производилось.

Открыт новый орган, отвечающий за боль

Abdo et al., Science, 2019 Положение восприимчивых к боли клеток

Стоило же исследователям заблокировать шванновские клетки в нервной подкожной «сети», как мыши сразу демонстрировали пониженную чувствительность к механическим (но не к тепловым) триггерам. Это говорит о том, что по крайней мере некоторые типы боли обрабатываются этими клетками, однако они не ответственны за болевые ощущения в целом. Результатами своей работы авторы поделились в новой статье.

Нейробиолог Патрик Эрнфорс сказал National Geographic, что присутствие аналогичного органа у людей еще не подтверждено, но вероятность этого высока — мы разделяем с мышами множество особенностей организации сенсорных органов. Если это действительно так, то новое открытие может проложить тропу к инновационным методам исцеления людей, страдающих от хронических болей. Кроме того, разгадав механизм взаимодействия нейронов и клеток Шванна, медики наконец поймут, как именно у людей и животных формируются механизмы устойчивой хронической боли как таковой.

Коронавирус существовал задолго до выявления в Ухане, - вирусологиКоронавирус существовал задолго до выявления в Ухане, - вирусологи