Если открытие не "выстрелило", возможно, просто не пришло его время

Почему некоторые открытия исчезают во мраке, в то время как другие буквально зажигают все вокруг сразу вслед за публикацией?

Что еще более загадочно, так это то, почему некоторые научно-исследовательские работы бездействуют годами, а затем внезапно вспыхивают с огромным воздействием на научное сообщество?

Именно такая группа, которую называют «спящие красавицы», является темой нового исследования, проведенного учеными из университета Индианы.

«Исследование обеспечивает эмпирическое доказательство того, что статья действительно может опережать свое время», отметил доцент Алессандро Фламмини. „Преждевременная тема может не привлечь внимание, даже если она анонсирована авторами, обладающими мощной научной репутацией“.

Основной пример — статья Альберта Эйнштейна, Бориса Подольского и Натана Розена относительно Парадокса Эйнштейна — Подольского — Розена — главной загадки в теории квантовой сцепленности, в которой частицы, взаимодействующие в прошлом, демонстрируют связанное поведение вне зависимости от расстояния между ними. Новое исследование показало, что работа, опубликованная в 1935 году, не цитировалась вплоть до 1994 года.

Самая «спящая красавица» в исследовании поступила от влиятельного ученого Карла Пирсона. Его статья, опубликованная в 1901 году в издании Philosophical Magazine, пробудилась лишь в 2002 году.

Среди 15 «спящих красавиц», составляющих своеобразный ТОП, четыре были опубликованы свыше 100 лет назад.

Дисциплины с наиболее высоким уровнем отсроченного признания — физика, химия, междисциплинарная наука, математика, а также общая медицина и терапия. Некоторые статьи в этих областях бездействовали свыше 70 лет.

В каких же изданиях больше всего подобных публикаций? Исследователи установили, что это PNAS, Nature и Science.

«Мы установили, что отсрочка признания имеет место в широком и длительном временном диапазоне, что значительно отличается от прежних результатов, согласно которым длительно бездействующие исследования — это экстраординарные случаи», заявил Фламмини. „Необходимо больше усилий, чтобы установить механизмы активации бездействующих публикаций“.