У огромного динозавра был крошечный мозг

Фабьен Кноль из Национального музея естествознания (Испания) и его коллеги проанализировали череп ампелозавра, жившего 70 млн лет назад. Останки этого гигантского динозавра были найдены в 2007 году в Куэнке при строительстве высокоскоростной железнодорожной ветки, соединившей Мадрид с Валенсией.

Он относится к зауроподам — крупнейшим травоядным в истории планеты. Но, несмотря на свои размеры, динозавр, судя по результатам сканирования внутричерепной полости и трёхмерной реконструкции, обладал мозгом размером с теннисный мячик. Судите сами: в длину ампелозавр достигал 15 м, а мозг не превышал 8 см.

Хотя травоядный динозавр Ampelosaurus был одним из крупнейших в истории планеты, ему хватало крохотного мозга. (Здесь и ниже изображения O. Sanisidro.)
«В этой группе животных мы не наблюдаем увеличения размеров мозга со временем, в отличие от млекопитающих или птиц», — комментирует Лоуренс Уитмер из Университета штата Огайо (США). По-видимому, в том, что касается мозга динозавров, эволюция нашла чрезвычайно удачную формулу и с тех пор фокусировалась на других вещах.

На протяжении многих лет учёных интересует, как крупнейшим сухопутным животным удавалось жить с таким крошечным мозгом. «Возможно, следовало бы перевернуть вопрос и спросить о том, что делают современные животные со своим большим мозгом, — говорит г-н Уитмер. — У коров он втрое крупнее по сравнению с большинством динозавров, а толку?»

Компьютерное моделирование показало также, что ампелозавр имел небольшое внутреннее ухо. Это означает, что, по-видимому, он не очень хорошо слышал звуки, передаваемые по воздуху. Вероятно, это компенсировалось восприятием через почву.

Кроме того, внутреннее ухо отвечает за равновесие. Может показаться, что медлительному, очень крупному животному, к тому же травоядному, не обязательно совершать резкие движения головой и глазами, осматривая окрестности. Но предыдущая работа г-на Кноля — трёхмерная модель Spinophorosaurus nigeriensis — показала, что у этого зауропода внутреннее ухо было развито хорошо. Странно, что при сравнительно одинаковой форме тела морфология этого органа так сильно разнится. Возможно, разгадку следует искать в том, как держали голову разные зауроподы — близко к земле, пощипывая травку, или задирая её, чтобы добраться до верхних веток, как жирафы.

Несмотря на длительную эволюцию, мозг ампелозавра обладал смехотворными размерами.
Результаты исследования опубликованы в журнале PLoS ONE.

Подготовлено по материалам LiveScience.