Гибель цивилизации майя: новая версия

Крах классической цивилизации майя в Центральной Америке мог быть вызван небольшой засухой. К такому выводу пришли ученые из Юкатанского центра научных исследований и Университета Саутгемптона в результате совместных исследований.

Гибель цивилизации майя: новая версия

Долгое время ученые полагали, что причиной того, что когда-то могущественная культура пришла в невероятный упадок, а большая часть населения вымерла, стала сильная засуха. Однако благодаря проведенным экспериментам климатологи установили, что для истощения сезонных источников пресной воды в этом регионе было достаточно снижения уровня осадков всего на 25-40%, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

Для подсчета изменения объема осадков и уровня испарения в Юкатане между 800 и 950 годами нашей эры, то есть в промежуток, на который приходится резкий упадок цивилизации майя, ученые использовали сложные схемы моделирования.

"Это снижение составило лишь 25-40% от общего среднегодового уровня осадков, однако его было достаточно, чтобы стало испаряться больше воды, чем восполнял дождь, и количество доступной воды стало быстро уменьшаться", - объясняет профессор Университета Саутгемптона Илко Рохлинг. По мнению исследователей, многолетние засухи, вероятно, и вызвали нарушение привычных устоев жизни и массовое опустошение городов.

Подтверждения в пользу теории засухи были сделаны ранее и климатологами из Института космических исследований NASA. Однако они утверждают, что в гибели своей цивилизации виноваты сами майя. В результате проведенных ими экспериментов было установлено, что засуху могли вызвать такие побочные факторы, как, например, широкомасштабная вырубка леса.

Как было установлено, почва, остающаяся после вырубки лесополосы, сильно отражает солнце и не способна накапливать влагу. "Зачистка" лесов фермерами майя привела к нарушению природообменных процессов. Результатом стал и длительный период без выпада осадков, что, в свою очередь, повлекло за собой изменение средней температуры земли в сторону повышения и создало трудности для выращивания ряда традиционных сельскохозяйственных культур. Это и стало причиной смертей и миграции из регионов традиционного обитания.

Прошлые исследования показали, что, вероятно, по аналогичной причине в 800 году новой эры умерла древняя южноамериканская цивилизация Наска, которая также вырубала большие участки леса.

Так или иначе, однозначную причину упадка могущественной культуры майя ученые до сих пор не могут определить. Насчитывают около десяти научных гипотез по поводу ее краха, среди них называют называют и социальные потрясения, и эпидемию какого-либо заболевания.

Сегодня интерес к древней цивилизации снова возрос, поскольку активно ходят слухи об апокалипсисе 2012 года, якобы предсказанном в календаре майя. Эксперты однако говорят, что эти слухи являются выдумкой, поскольку с этой даты индейцы лишь планировали начать новое летоисчисление и не думали о конце света.

Фото дня: обитель сверхновых звёздФото дня: обитель сверхновых звёзд