Психологи выяснили, как люди отличают живое от неживого.

Психологи выяснили, что именно заставляет людей считать увиденное ими лицо живым или неживым. Исследование показало, что за «одушевление» лица, в первую очередь, отвечают глаза

Ученые проводили эксперименты с группой добровольцев, которым показывали изображения, составленные из лиц манекенов и живых людей. На видео изображение лица плавно менялось от фотографии человека до фотографии очень похожей на него куклы.

Большинство испытуемых признавало лицо одушевленным, когда в нем было две трети и больше черт человеческого лица и менее трети черт манекена. Такой же результат был получен в аналогичном опыте, в котором добровольцам предлагалось решить, обладает ли «хозяин» лица разумом.

Как сообщает Lenta.ru, отдельный эксперимент показал, что при принятии решения об одушевленности или разумности испытуемые ориентировались, в основном, на изображение глаз.

Люди очень хорошо умеют различать изображения лиц (эта способность, в частности, объясняет регулярные случаи «проступания» святых ликов на различных предметах). Психологи полагают, что умение видеть лица имеет важное эволюционное значение - лицо или морда может принадлежать врагу или хищнику, и его своевременное распознавание критически важно для выживания.

Психологи выяснили, как люди отличают живое от неживого
Мэр Лондона Борис Джонсон и его восковая копия

Напомним, недавно другой коллектив исследователей изучил еще один аспект, связанный с восприятием лиц. Ученые показали, что у обезьян существует так называемый феномен «пугающей долины» - реакция отторжения и неприятия при взгляде на реалистичное, но не фотографически точное изображение лица. До сих пор считалось, что этот феномен характерен только для людей.