Астрономы измерили геометрию Вселенной

Авторы работы воспользовались ранее собранными сведениями о сотнях далёких парных галактиках (фото NASA/ESA).Кристиан Маринони (Christian Marinoni) и Аделина Буцци (Adeline Buzzi) из университета Прованса (Universit? de Provence) использовали новую вариацию метода, предложенного 30 лет назад, чтобы показать: Вселенная плоская и примерно на 70% состоит из тёмной энергии, ответственной за ускорение расширения.

Наличие тёмной энергии и её количество напрямую связано с расширением Вселенной и геометрией пространства времени, которое условно можно представить (в зависимости от принятой модели) как вогнутое седло, плоский лист или выпуклую сферу.

О том, что Вселенная – всё же плоская, а плотность материи и энергии в ней удивительно точно близка к критическому значению, отделяющему открытое пространство от замкнутого, астрономы говорят давно. Вопрос лишь в способах подтверждения тезиса.

Один из первых доводов "за" — особенности микроволнового фона. Помимо этого модель плоской Вселенной с тёмной энергией (напрасно отвергнутой догадкой Эйнштейна), хорошо согласуется с данными наблюдений за сверхновыми, гамма вспышками, галактиками и галактическими кластерами.

Теперь учёные нашли новое подтверждение. Они взяли за основу тест Алкока-Пажинского (Alcock–Paczynski test), который позволяет просчитать геометрию пространства-времени по искажению образов далёких объектов. Правда, чтобы достичь нужной точности, требовалось удачно выбрать предмет наблюдений. И это долго не удавалось.

Кристиан и Аделина решили изучить распределение по всему небу плоскостей вращения двойных галактик. В природе не должно быть предпочтительной ориентации их оси обращения друг вокруг друга и достаточно большое число таких объектов должны указывать во все стороны равномерно.

Но в случае ускоренного разбегания галактик (и присутствия во Вселенной тёмной энергии), самые далёкие из данных объектов должны демонстрировать асимметрию — выстраивание плоскостей вращения вдоль линии визирования. Именно такое искажение и выявили авторы исследования, результаты которого опубликованы в Nature.

Пентагон задействует спутники для прицеливанияПентагон задействует спутники для прицеливания