Цивилизация майя могла исчезнуть из-за деревьев

Дэвид Ленц (David Lentz) из университета Цинциннати изучал храмы в древнем городе Тикаль (Tikal) в Гватемале. Когда-то величественные строения принадлежали майя. Учёный обнаружил одну интересную особенность, которая, по его мнению, подтверждает экологическую теорию исчезновения цивилизации.

Храм II или Храм масок в Тикале. Ему повезло, его строили на основе хорошей древесины (фото Doug Traverso/Robert Harding/Rex Features).

Учёный выяснил, что за несколько десятилетий до того, как население покинуло Тикаль (произошло это в девятом веке нашей эры), деревянные элементы конструкций храмов стали создаваться из древесины худшего качества.

Ленц исследовал 135 образцов деревянных балок и косяков шести основных храмов и двух дворцов. Первые три из них были построены до 741 года. Для их создания использовались крупные, прямые брёвна саподиллы (sapodilla), известной своей прочностью (которая, впрочем, не мешала вырезать на её поверхности ритуальные надписи).

Вскоре саподиллу почти полностью заменили кампешевым деревом, стволы которого короткие узловатые и непригодные для нанесения надписей.

"Этот материал однозначно менее удобен и пригоден для использования в строительстве", — пишет Ленц в своей статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science.

То, что индейцы майя готовы были пожертвовать качеством, может свидетельствовать о том, что у них просто не было выбора. В связи с чрезмерным использованием ресурсов (вот ещё один кровожадный пример) им просто ничего не оставалось делать, кроме как перейти на худший, но, возможно, более распространённый на то время материал.

Отметим, что экологическая теория исчезновения майя была выдвинута после того, как биологи исследовали останки цветочной пыльцы тех лет. Выяснилось, что в последние годы существования цивилизации в регионе активизировалась вырубка лесов и, как следствие, усилилось размывание грунта.

Исследование Ленца впервые показывает, как чрезмерное использование природных ресурсов отразилось на культуре древних индейцев.

В то же время вторая теория гласит, что цивилизация майя могла прийти в упадок и исчезнуть из-за войн, засухи или какой-то неизвестной болезни, которая выкосила большую часть населения.

Почитайте также нашу большую статью, посвящённую теме пропажи викингов в Гренландии.

Потрясающие снимки атомов, сделанные 4D-микроскопом: взгляд изнутриПотрясающие снимки атомов, сделанные 4D-микроскопом: взгляд изнутри